
Президент ОЮЛ "Саморегулируемая организация "Ассоциация автомобильных экспертов и аудиторов QazAutoStandard" Ербол Сейпилов, прокомментировал решение Совета ЕЭК по уточнению понятия "единичные транспортные средства для собственных нужд".
23 мая 2025 года Совет Евразийской экономической комиссии принял решение №45, которым внесены изменения в Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011). Ключевым изменением стало уточнение определения "единичные транспортные средства для собственных нужд". Теперь в тексте регламента закреплено, что под такими транспортными средствами понимаются отдельные виды авто- и мототранспортных средств, а также прицепов, определяемые Евразийской экономической комиссией в качестве транспортных средств для личного пользования.
Изменения вступили в силу с 20 октября 2025 года. Указанное решение запрещает физическим лицам оформлять СБКТС для собственных нужд (личного пользования) на:
При этом не запрещается ввоз и оформление СБКТС на легковые автомобили, микроавтобусы и грузовики, не превышающие указанные параметры, установленные решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 года №74 "Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования".
Вопрос о запрете физическим лицам оформлять СБКТС на коммерческую технику поднимался еще с 2018 года. Комиссия пришла к выводу, что действующие нормы технического регламента и договора о ЕАЭС содержат тождественные понятия: "для собственных нужд" и "для личного пользования".
Следует отметить, что основной объем незаконного ввоза коммерческой техники для дальнейшей реализации на территории ЕАЭС приходится на физических лиц через оформление СБКТС. Как известно, получить СБКТС значительно проще и дешевле, чем войти на автомобильный рынок как официальный представитель иностранного изготовителя через прохождение процедуры одобрения типа транспортного средства (ОТТС), при которой представитель несет полную ответственность за безопасность выпускаемой в обращение техники.
Если помните, около полутора лет назад на границе страны был зафиксирован случай ввоза около 10 единиц грузовой техники, оформленных на одну 80-летнюю женщину "для личного пользования" с экологическим классом Евро-2. Этот случай получил широкий резонанс и был прокомментирован в Правительстве. Это лишь один пример – подобных случаев очень много.
В настоящее время субъектами аккредитации также обсуждается вопрос о возможности оформления СБКТС на автомобили до трех лет, если физическое лицо зарегистрировано как индивидуальный предприниматель.
Мое мнение по этому вопросу следующее: в техническом регламенте упоминается "физическое лицо", но не упоминается "физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель". Кроме того, индивидуальные предприниматели в техническом регламенте приравниваются к юридическим лицам, поскольку могут оформлять одобрение типа транспортного средства наравне с юридическими лицами.
От имени Ассоциации мы направили запрос в уполномоченный орган и получили официальное разъяснение. В письме Министерства промышленности и строительства разъясняется, что ввоз и оформление транспортных средств должны соответствовать Таможенному кодексу ЕАЭС и порядку ввоза, утвержденному решением Совета ЕЭК №130 от 12 ноября 2021 года.
Согласно статьям семь, 260-262 ТК ЕАЭС, соблюдение мер технического регулирования (в том числе требований ТР ТС 018/2011) обязательно, а физическим лицам СБКТС может выдаваться только на единичные транспортные средства, определенные в решении коллегии ЕЭК №74 от 30 июня 2017 года.
Таким образом, исходя из официального разъяснения следует, что физические лица могут ввозить транспортные средства только для собственных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Это следует из подпунктов 46) и 50) пункта один статьи два Таможенного кодекса ЕАЭС.
При этом единичными транспортными средствами, на которые допускается оформление СБКТС, считаются именно те, что ввозятся физическими лицами для личного пользования, и которые входят в перечень, утвержденный решением коллегии ЕЭК №74 от 30 июня 2017 года.
Ввоз транспортных средств, не входящих в этот перечень, а также ввоз в предпринимательских целях, может осуществляться только субъектами предпринимательства – юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, при этом заявителем в СБКТС должен быть именно этот ИП или юридическое лицо. Здесь также нужно учитывать, что юрлицо или ИП может оформить СБКТС на транспортное средств с даты изготовления которого прошло более трех лет.
Таким образом, с 20 октября 2025 года физические лица смогут получать СБКТС лишь на транспортные средства из этого перечня – иные виды (грузовые, коммерческие, спецтехника) допускаются к ввозу только юридическими лицами и ИП на транспортные средства, с даты изготовления которого прошло более трех лет.