Экономический обозреватель Юрий Масанов поделился своим мнением по поводу действия программы утилизации транспортных средств в Казахстане. Далее текст от лица автора.
Промышленность или сиюминутные радости – что мы выберем? Догадаться легко – сегодня вновь пишу об утильсборе. Уже немного поднадоел хайп вокруг этой темы, политические очки зарабатывают все стороны, но есть ли результат для граждан?
Вопрос действительно многосторонний – и вариант сохранения, и отмены утильсбора несет долгосрочные последствия. Мы их уже видели. Важно понимать, что одна из главных целей утильсбора в защите от импорта уже отживших свое автомобилей, откровенно небезопасных и коптящих атмосферу сизым дымом.
Я слышал россказни о том, что сейчас отменят утильсбор, и чуть ли все на "Кадиллаках" будем ездить дешевых. Но лично мне понятно, что такого не будет. В 2022 году, если помните, утильсбор снизили на 50%, а параллельно с этим была легализация незаконно ввезенных автомобилей, которые катались у нас на иностранных номерах. Результат этой акции простой – доля автомобилей старше 10 лет за 2022-2023 годы выросла с 64,2% до 71,3%.
Отменим утильсбор – цифра стабильно устремится за 80% и далее.
Не знаю, что еще добавлять нужно. Но ладно, вновь поговорим об утильсборе как финансовом бремени для потребителей и бизнеса. Не совсем согласен с этим тезисом.
Это же платеж для утилизации старых автомобилей, помогает сократить выбросы вредных веществ в атмосферу и уменьшить загрязнение окружающей среды. В эпоху растущей экологической осведомленности, такой подход приобретает особую значимость. Кроме того, такая практика есть во многих странах мира.
За первые пять лет работы программы в стране сдали в утиль 214 932 автомобиля. Печально известный "Оператор РОП" ушел в небытие, а новый оператор, "Жасыл даму" уже активно вовлекается в утилизацию. В прошлом году за счет средств "Жасыл даму" было выдано 13 347 займов на сумму 105,7 млрд тенге в рамках льготного кредитования граждан для приобретения автомобилей отечественного производства. Также было выдано 1 425 займов на сумму 51,6 млрд тенге в рамках финансирования льготного лизинга сельхозтехники, еще 140 займов на сумму 8,6 млрд тенге выдано в рамках финансирования льготного лизинга автобусов.
Неплохая поддержка за счет средств утильсбора – для обновления технического парка страны. При этом, не будь утильсбора, старые авто просто будут расширять наши свалки.
Да, сейчас все несовершенно. Но мы же развиваем обрабатывающую промышленность и ей нужна поддержка. На экономике нефтяного крана дальше сидеть, конечно, можно, но будет только больнее. Да и с коррупцией, я надеюсь, со временем ситуация станет лучше.
Спор вокруг утильсбора – это концептуальный спор именно об этом. Что мы выберем для своего будущего – промышленность или сиюминутные выгоды.