23.07.2024 14:57
14 мин.

Автомобильное налогообложение: опыт развитых стран

Какие налоги для автовладельцев существуют в США, Дании, Великобритании, Китае и Германии.

Авторская колонка
Фото: Pixabay

Система налогообложения в Казахстане, в том числе и различных платежей, не является отечественным "ноу-хау". Тем более налоги и регистрационные платежи в Казахстане далеко не самые высокие в мире.

Многие страны с помощью транспортных налогов пытаются регулировать экологическую обстановку, развивать дорожную инфраструктуру и местный автопром. При расчете ежегодных пошлин чаще всего учитывается объем вредных выбросов от автомобиля, его рыночная стоимость, а иногда и страна-производитель.

Президент Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая Дорога" Арсен Шакуов изучил, из каких показателей складывается налоговая нагрузка на автовладельцев в разных странах.

Дания

В Дании транспортные налоги одни из самых высоких в мире. При покупке машины датчанин платит регистрационный налог, ставка которого варьируется от 85% до 150% от продажной стоимости автомобиля. Исключением ранее были электрокары и гибриды, однако на 2019 год ставка регистрационного налога установлена на уровне 40%. Налогооблагаемая стоимость подержанных автомобилей устанавливается на основе рыночной цены.

Помимо регистрационного налога, владельцы электрокаров и гибридных автомобилей обязаны платить экологический сбор, размер и периодичность оплаты которого рассчитываются индивидуально в зависимости от возраста транспортного средства и типа двигателя. Считается, что высокие налоги призваны сдержать чрезмерный рост автопарка.

Германия

Величина транспортного налога в Германии зависит от объема двигателя автомобиля и количества вредных веществ в отработанных газах.

Сейчас каждые 100 кубических сантиметров бензинового мотора обойдутся автовладельцу в два евро (1 036 тенге). Для дизельных моделей ставка составляет 9,5 евро (4 923 тенге) за каждые 100 кубических сантиметров. Кроме того, ежегодно автовладелец, независимо от типа топлива машины, платит по два евро за каждый грамм выбросов углекислого газа. От этой обязанности освобождены только владельцы моделей, у которых выбросы углерода не превышают 95-120 грамм на один километр.

Собственники электрокаров, зарегистрированных с 2011 по 2020 год, освобождены от транспортных налогов на 10 лет. В дальнейшем размер пошлины для них будет рассчитываться по весу машины.

Для всех автовладельцев также действует разовый обязательный платеж – пошлина за постановку машины на учет и выдачу номера, что обходится в сумму до 58 евро (30 057 тенге).

США

В США нет единой ставки транспортного налога и прочих платежей для автовладельцев по всей стране – каждый штат устанавливает свои правила.

В частности, при покупке автомобиля владелец платит титульные сборы до 100 долларов (47 600 тенге) и регистрационный взнос – от 15 долларов (7 140 тенге) в Миссисипи до 274 долларов в Северной Дакоте (117 574 тенге). Это разовые платежи.

А сам транспортный налог включен в стоимость топлива. Средняя ставка этого налога вместе с федеральными и местными сборами составляет порядка 45 центов (216 тенге) с галлона бензина (3,78 литров). Между штатами может быть существенная разница в ставке налога.

Великобритания

В Великобритании основным критерием для расчета транспортного налога является объем выбросов автомобилем углекислого газа – с учетом возраста машины и объема двигателя.

Самый высокий налог платят владельцы машин с эмиссией более 225 грамм на километр – им личный автомобиль обходится в 2 070 фунтов стерлингов ежегодно (1,27 млн тенге). Если машина выбрасывает менее 100 грамм на километр, то налоговая ставка составит менее 125 фунтов (76 932 тенге). Владельцы электрокаров ввиду отсутствия выбросов не платят транспортный налог, если стоимость их автомобиля не превышает 40 тысяч фунтов (24,6 млн тенге). В противном случае дополнительный налог на такой автомобиль составляет от 310 до 450 фунтов (от 190 792 до 276 957 тенге).

При этом никаких других налогов при регистрации автомобиля в Великобритании не предусмотрено.

Китай

Ранее в Китае ставка транспортного налога зависела от мощности двигателя. Однако для улучшения экологической обстановки и популяризации местного автопрома в стране транспортный налог был включен в стоимость горючего – теперь проценты розничной цены топлива идут на строительство и реконструкцию местных дорог.

Кроме того, при покупке нового автомобиля владелец оплачивает 10% от стоимости модели, выпущенной в Китае, 15% – от стоимости иномарки неамериканского производства и 40% – от цены автомобиль из США.

Ранее Арсен Шакуов рассказал о правилах ввоза автомобилей в США, Канаде, Сингапуре, Японии, Китае и Южной Корее.