04.08.2023 12:29
4 мин.

Как правильно застраховать автомобиль в Казахстане

Председатель правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев об основных критериях при выборе страховой компании.

Авторская колонка
Фото: inalmaty.kz

В Казахстане существует два вида автострахования – обязательное (ОГПО) и добровольное (КАСКО). В стране функционируют сразу несколько компаний, готовых предоставить услуги страхования. Зачастую у клиентов встает вопрос, какую же из них выбрать. Председатель правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев рассказал редакции AutoReport об основных критериях при выборе компании и самых частых ошибках клиентов при возникновении страховых случаев. 

Как выбрать страховую компанию и полис

Страховых полисов огромное количество, и выбор конкретного зависит от потребностей и рисков клиента. Какие-то общие рекомендации, кроме как внимательно прочитать предложение от страховой компании и посмотреть, давно ли она на рынке, много ли положительных и отрицательных отзывов, дать сложно.

Можно конкретно дать рекомендации по одному из видов продуктов. Например, автострахованию. Продуктов по страхованию автомобилей не так много – это обязательная страховка ОГПО и добровольная страховка КАСКО. Они есть у многих страховых компаний Казахстана, которые не относятся к страхованию жизни, так называемых non-life.

У ОГПО и КАСКО похожий механизм действия: вы делаете взносы, у вас накапливается сумма. При ДТП происходит оценка ущерба, и, согласно этой сумме, производится страховая выплата. При наличии у вас страховки ОГПО, которая обязательна для всех владельцев авто, компенсация выплачивается второму лицу, которое пострадало при аварии. Если у вас есть еще и страховка КАСКО, которая защищает именно ваш автомобиль, то при аварии вы тоже получите страховую выплату. К тому же, у страховки ОГПО есть лимит выплат – 2 070 000 тенге, в отличие от страховки КАСКО, где максимальную сумму страховой выплаты вы устанавливаете сами.   

Условия (размер платежа за страховку и сумма премий) примерно одинаковы у разных компаний. Поэтому стоит обратить внимание, скорее, на выбор компании, в которой вы будете обслуживаться. Прежде всего, у страховой компании должна быть лицензия на осуществление страховой деятельности. Это можно проверить на сайте Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, в разделе "Реестр разрешений и уведомлений".

Как правило, всем автолюбителям важны удобство и легкость при оформлении, а также скорость и понятный алгоритм при получении страховой выплаты. Многие компании сейчас используют цифровые сервисы, которые значительно облегчают эти процедуры. К примеру, сервис DTP.kz – с его помощью сейчас можно оформить мелкие ДТП без вызова полиции и получить выплату в течение максимум пяти дней. Сервис пока что работает в тестовом режиме, а полный запуск ожидается в 2024 году. В любом случае я советую выбирать продвинутые, цифровые компании.

Наиболее частые ошибки

Клиенты страховых компаний иногда пытаются обмануть систему оценки ущерба, но это тупиковый метод. Чтобы получить страховую выплату после ДТП быстро и без проволочек, нужно быть максимально честным со страховой компанией и предоставлять все необходимые документы. Поделюсь примером – двумя реальными историями из практики нашей компании.

Первая история – однажды один клиент попал в ДТП. Он признал свою вину, и это было зафиксировано в протоколе ДТП. Он обратился в нашу компанию за страховой выплатой, приложил к заявлению счет из специализированного СТО официального дилера. Мы направили его в аккредитованное со страховой компанией СТО, так как в договоре есть отметка "по согласованию со страховой компанией".

Клиент пошел в это СТО и пытался договориться с менеджером станции техобслуживания, чтобы завысить стоимость ремонтных работ и запчастей. Менеджер знал, что это нарушение, которое противоречит процедуре оценки ущерба и сообщил об инциденте нам.

К разбирательству сразу подключилась служба безопасности страховой компании. Клиента уличили в попытке завысить сумму страховой выплаты, а он, в свою очередь, начал писать жалобы на нашу компанию во все инстанции. К тому же, он стал отрицать свою вину в ДТП. Такие действия клиентов квалифицируются как бытовое мошенничество. Все эти моменты привели к тому, что сроки страхового возмещения были максимальными, а размер страховой выплаты – усредненным. 

Второй кейс – мы застраховали дорогой внедорожник, который при непонятных обстоятельствах сгорел в степи. Было инициировано внутреннее расследование, так как у службы безопасности было подозрение на умышленный поджог.

На это указывало то, что сигнализация была отключена, а показания клиента не сходились с данными страховой компании. Мы предупредили клиента, что если факт мошеннических действий против страховой компании подтвердится, то он понесет уголовную ответственность, при которой за такие действия можно получить восемь лет тюрьмы. Так как внедорожник был дорогой, то и сумма страховой выплаты должна была быть тоже очень крупной.  В итоге при первом допросе клиент написал отказное письмо и сказал, что не имеет никаких претензий к страховой компании. Страховую выплату он, разумеется, не получил.

Ранее в страховой компании Freedom Insurance изучили данные из открытых источников и составили рейтинг самых массовых аварий за последние 20 лет. Также в компании рассказали о наиболее быстрых и выгодных вариантах обязательного и добровольного автострахования для казахстанских автовладельцев.