Президент Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая Дорога" Арсен Шакуов рассказал о правилах ввоза автомобилей в США, Канаде, Сингапуре, Японии, Китае и Южной Корее. Далее текст приведен от лица автора.
В последние годы в Казахстане не утихают дискуссии по поводу правильности введения ряда заградительных мер по импорту транспортных средств. Ряд активистов требуют "открыть рынок", оппоненты же парируют это тем, что необходимо защищать отечественного производителя. И начнем со стран дальнего зарубежья – США, Канады и Сингапура. Стран богатых и успешных, но имеющих очень разные условия.
В США тяжело импортировать автомобиль из другой страны, ибо здесь хорошо развита собственная автоиндустрия. При наличии таких крупных автоконцернов, как General Motors, Ford и Chrysler, американцам "за глаза" хватает машин местного производства.
Если американец ездит на европейском автомобиле, он считается обеспеченным человеком. Причина в растаможке, но совсем не в привычном для нас смысле. Америка придумала способы, как защищать собственного производителя, не используя высокие ставки импортных налогов.
Чтобы импортировать автомобиль в США, машина должна соответствовать нескольким критериям. Во-первых, федеральным стандартам безопасности моторных транспортных средств FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standards). Стандарты включают в себя требования к системам по предотвращению аварий, ударопрочности и выживаемости в нем во время ДТП. Они насчитывают сотни пунктов требований, и в разы "круче", чем в какой бы то ни было другой стране. Чтобы автомобиль допустили на рынок Америки, автопроизводитель должен делать его специально для США, используя более дорогие материалы и комплектующие, оснащая множеством систем пассивной и активной безопасности. В результате, стоимость такой машины по сравнению с аналогами для других стран, существенно выше. А автопроизводители подобные машины отдают только своим дилерам в США. Иными словами, частный импорт транспортных средств в США фактически невозможен.
Во-вторых, нужно соответствовать нормативам по расходу топлива – если расход топлива автомобиля составляет 11 литров на 100 километров и больше, то при растаможке вступает в действие так называемый топливный налог. Он определяется таможней США на основе собственных нормативов, а не данных автопроизводителей;
В-третьих, естб стандарты экологического соответствия EPA, которые тоже в разы суровее, чем где-либо еще.
Соответствие всем этим требованиям подтверждается сертификатами. Но получить их могут немногие производители. На сайте таможенной службы США даже есть фраза: "скептически отнеситесь к заявлениям иностранных дилеров или других продавцов, что импортируемое ими транспортное средствоа соответствует этим стандартам или может быть легко приведено с ними в соответствие".
Налоги на растаможку автомобиля в США:
Если вам кажется, что растаможка в США очень дешевая, то не обольщайтесь – просто совсем немногие автомобили проходят в Америке "фейс-контроль" на импорт.
Канада – не Америка, здесь нет своих марок автомобилей, зато есть множество сборочных заводов – американских и японских автопроизводителей. И в этой стране тоже жесткие требования к безопасности и экологичности автомобиля.
Главное, что в Канаду невозможно ввезти автомобиль, сделанный не для США. То есть, в этой стране работают те же принципы, что и в Америке – транспортное средство должно отвечать стандартам безопасности CMVSS и экологическим нормам. В итоге, на канадских улицах превалируют американские и японские автомобили.
Модифицированное транспортные средства ввозить в Канаду запрещено. Закон прямо говорит, что при стороннем вмешательстве в конструкцию автомобиля, тот теряет свою оригинальную заводскую гарантию безопасности, а это недопустимо.
Есть исключения. Они касаются старых (старше 15 лет) транспортных средств, сделанных в единственном экземпляре.
Налоги на растаможку автомобиля в Канаде:
Общая сумма растаможки составит около 90% от стоимости автомобиля.
Однако, это не касается транспортных средств, произведенных в США, Канаде (при обратном ввозе) и Мексике. На эти автомобили нет пошлин, акцизов и налога GST.
Сингапур – самая маленькая страна Юго-Восточной Азии. Живет в нем чуть более пяти млн человек, а вся площадь государства – 714 квадратных километров. Поэтому Правительство Сингапура считает, что в стране с такой плотностью населения на квадратный метр, должно быть как можно меньше машин.
Для этих целей в стране всеми способами популяризуют общественный и велосипедный транспорт, а количество ввозимых автомобилей регулируют ограничениями и налогами.
В результате, в Сингапуре владеть автомобилем – это роскошь. К примеру, на данный момент цена на Toyota Corolla в Сингапуре стартует со 105 тысяч долларов (49 млн тенге), и от 107 тысяч долларов (50 млн тенге) начинаются цены на какой-нибудь небольшой кроссовер.
При ввозе в Сингапур налогообложению подлежат только четыре вида товаров – автомобили, алкоголь, табачные изделия и нефтепродукты. Ставки налогов на эти товары безумные.
Также в Сингапур нельзя ввозить автомобиль с левым рулем и с кондиционером, в котором есть хладагенты, вредные для экологии, а еще машины старше трех лет (исключение – ретро-автомобили старше 35 лет). Но и новые машины должны пройти сложную сертификацию безопасности, требования которой состоят из 52 пунктов.
Главное – количество автомобилей в Сингапуре регулируют их регистрацией. На нее в стране квоты, ограничивающие количество транспортных средств, которые могут ездить по дорогам Сингапура в определенный момент.
Чтобы получить регистрацию на автомобиль (действует 10 лет), сингапурцу нужно участвовать в торгах, на которых цена право на регистрацию автомобиля варьируется от 50 до 100 тысяч долларов (от 23,3 до 46 млн тенге). Купив машину, иногда житель Сингапура может месяцами не получать возможность зарегистрировать автомобиль.
Налоги на растаможку автомобиля в Сингапуре:
Итог: совокупные платежи при ввозе и регистрации авто в Сингапуре составляют 150 – 300% от его стоимости.
Любопытно, какова стоимость импорта машины в Японию, автомобили которой любят во всем мире. Ведь, наверняка местное Правительство как-то защищает своих производителей. На самом деле, усилий для этого прикладывать не приходится.
Во-первых, Япония – страна ведущих автопроизводителей Toyota, Nissan, Honda и и так далее. То есть японцам хватает своих качественных машин. Во-вторых, жители Японии считают свои автомобили более качественными, нежели иностранные. В-третьих, ежегодный транспортный налог в Японии растет в геометрической прогрессии с увеличением возраста автомобиля, а услуги по ремонту машин дорогие. Поэтому японцу выгоднее постоянно покупать новые машины, чем содержать старые.
Тем более японские автодилеры "обхаживают" своих клиентов, наперебой предлагая множество "плюшек" за покупку машины именно у них. В ход идут подарки, оплаченные дилером страховки, месяцы бесплатного обслуживание и мойки. Японцы к этому привыкли, и не принимают политику европейских или американских автодилеров.
В итоге, на дорогах Японии – более 90% автомобилей японские. Американцы и европейцы в свое время пытались покорить рынок страны Восходящего солнца, но всегда терпели фиаско.
Впрочем, заградительное законодательство, защищающее внутренне производство, в Японии все же есть. И ввозить туда иностранные автомобили частным образом мало кому приходит в голову.
Прежде всего, придется потратить серьезную сумму на доставку автомобиля в островную Японию.
Затем выложить немалые деньги за растаможку и сертификацию машины. А после "попасть" еще и на регистрационные налоги, которых, кстати, нет на автомобили старше 10 лет. А еще не забыть, что таможенное оформление импортируемого автомобиля возможно только, если вы являетесь владельцем зарегистрированного парковочного места, а это дорого.
Очень сложна и сертификация автомобиля на соответствие японским стандартам безопасности, экологичности и шумности. Чтобы доказать подобное соответствие, машине требуется пройти множество лабораторных тестов. Их общая стоимость варьируется в размере от 200 до 300 тысяч иен (от 580 до 871 тысяч тенге).
Налоги на растаможку автомобиля в Японии:
В общем, "драконовских" мер на импорт иностранных автомобиля в Японии нет. Просто в этой стране мало кто хочет ездить на не японских машинах.
Южная Корея еще одна страна, известная своей сильной автоиндустрией. Это пятый по величине производитель и шестой экспортер автомобилей в мире. Крупнейшим южнокорейским автопроизводителем является Hyundai Kia Automotive Group.
Иностранные автомобили здесь встречаются, но они дороже отечественных моделей. А вот "японцев" в Южной Корее не увидишь – они к ввозу в страну строго запрещены.
А теперь постараемся развеять мифы. Бытует мнение, что в Южной Корее очень дорогая растаможка. Но на самом деле, сейчас все обстоит не так.
Южная Корея оформила с несколькими странами особые отношения. С США, Евросоюзом, Канадой и Сингапуром у нее подписано соглашение о свободной торговле, по которому новые и подержанные автомобили из этих стран могут поступать на корейский рынок беспошлинно. Однако, это никак не изменило рынок автомобилей Южной Корее – дело в том, что автомобили из этих стран здесь крайне непопулярны. Объясняется это бережливостью и особой щепетильностью корейцев по части экологии.
Американские машины в Корее считают слишком "прожорливыми" и дорогими, а к европейцам мало доверия в плане их экологичности.
Корейцы и до "дизельгейтов" сурово контролировали чистоту выбросов, а после скандалов с ведущими автопроизводителями окончательно потеряли к ним интерес. Так что сейчас жители Южной Кореи в основном ездят на своих автомобилях, самые популярные – Hyundai и Kia.
Основной сложностью при импорте автомобиля в Корею является его сертификация на чистоту выбросов, шумность и вибрацию.
Налоги на растаможку автомобиля в Южной Корее:
Как видите, южнокорейцам, как и японцам, не требуется особых мер, чтобы сдерживать импорт иностранных автомобилей. Просто в обеих этих странах выпускаются отличные отечественные машины, и чужие им не нужны.
Китай – огромная страна, поделенная на провинции. И в каждой из них свои правила и ввоза и, регистрации автомобиля.
Однако, есть три общие составляющие, которые регулируют импорт иностранных машин. Первая – в стране хватает своих автопроизводителей. Вторая – перенаселенность. Третья – плохая экология. Руководствуясь этими причинами, правительство Китая серьезно ограничивает вообще импорт любых товаров.
Ввезти в Китай автомобиль, даже свой, вывезенный пару месяцев назад, можно только в том случае, если ему не более года от роду. Даже импортировать раритетную машину, заявленную, как музейный образец, может оказаться невозможно.
Также при желании можно частным образом ввезти автомобиль в Китай, машина должна будет пройти массу тестов на соответствие местным стандартам безопасности и экологичности. Одним из таких тестов является краш-тест, и чтобы его могли провести, вы должны будете предоставит еще один такой же автомобиль, который разобьют. Таким образом, хотя законодательно частный импорт автомобилей в Китай и не запрещен, он фактически невозможен.
Еще одной любопытной деталью является то, что ни при каких условиях сейчас вы не ввезете в Китай мотоцикл и дизельный автомобиль – ввоз этих товаров в страну запрещен. Праворульную машину импортировать можно, но его никто не поставит на учет.
Сама же растаможка автомобиля в Китае подразумевает три вида налогов: пошлину, НДС и налог на потребление. Пошлина рассчитывается исходя из заявленной импортером цены товара + транспортные расходы + страховка + все платежи за выгрузку и обработку груза в порту. НДС выводится из суммы всего ранее перечисленного + пошлина. И стоит учитывать, что заявить какую вам хочется цену товара невозможно – китайская таможня сама проведет оценку.
Правда, в Китае существуют зоны свободной торговли – в них применяются льготные импортные тарифы. Но попасть в такую зону очень сложно.
Налоги на растаможку авто в Китае:
В целом, просчитать сумму растаможки автомобиля в Китае сложно, и никто заранее это делать не берется, ибо в ней участвует много переменных, в том числе настроение таможенника. Но в любом случае сумма эта очень высока, и составляет минимум 100% от стоимости ввозимого автомобиля.
Рассказ о Китае будет неполным, если не сообщить, что в нем существуют серые и черные каналы импорта машин. Да, за деньги здесь могут исполнить почти "любой каприз". Но, ввезенный по серой или черной схеме автомобиль не получится поставить на учет. Такими способами пользуются лишь коллекционеры раритетных машин.
И напоследок следует сказать, что растаможить в Китае автомобиль – это полбеды, главное его после этого поставить на учет. Из-за перенаселения, в Китае, как и в Сингапуре, введены квоты на регистрацию ТС. Чтобы получить право зарегистрировать автомобиль, нужно участвовать в лотереях розыгрыша номеров. Иногда этот процесс может длиться долгими месяцами, а получив такое право, за номера все равно придется выложить несколько тысяч долларов.