К сожалению или счастью, не все казахстанцы могут позволить купить себе новый Lexus или BMW с салона – так сложилась экономика. Поэтому на дорогах мы можем увидеть множество автомобилей, которые соревнуются по возрасту со своими водителями.
Собственно, это показывает даже официальная статистика: на 1 января 2023 года доля автотранспорта старше 20 лет достигла 51% – то есть более половины всех машин в Казахстане старше 20 лет. И если у вас автомобиль не только что с конвейера, а уже повидавший жизнь в ее лучших проявлениях, то моя колонка для вас.
Сегодня на примере автомобиля Lada Priora 2013 года выпуска я расскажу о своем опыте обживания и небольших переделок, которые делают эксплуатацию автомобиля приятнее, а внешний вид – свежее и лучше. Разумеется, это лишь пример – все действия применимы в той или иной степени и к Chevrolet Cobalt, и к Audi 100, которая, скорее всего, старше вас.
При упоминании марки Lada (или ВАЗ, если привычнее) у большинства читателей, скорее всего, появятся перед глазами образы затонированных в бункер, дребезжащих от работы сабвуферов и посаженных до асфальта Приор и “четырок” (ВАЗ 2114 и его вариации). Обычно считается, что водители на них гоняют и нарушают правила дорожного движения, но это скорее стереотипы.
Я купил "Приору" из-за нескольких ее полезных качеств. В первую очередь, это экономичный автомобиль (расход в смешанном цикле не более восьми литров на 100 километров), запасные части на нее дешевые (особенно после Toyota Corolla, на которой я ездил до этого), а обслужить ее могут в любом СТО – настолько простая у нее конструкция.
Из минусов, конечно, стоит отметить плохую заводскую сборку – все дребезжало и скрипело, я думаю, еще с конвейера в 2013 году. Внешний вид и сам салон далеко не современные (а материалы дешевые, потому изнашиваются быстро), да и стереотипы о владельцах "Приор" тоже никуда не деваются. Обычно крутят у виска, завидя такой автомобиль еще километров за 10.
Но плюсы перевешивают: если вам нужна “рабочая лошадка” на каждый день для езды по городу и иногда – по трассе, то это хороший и надежный вариант.
Однако никто не говорил, что с минусами нельзя бороться. После покупки первым делом я принялся за техническое обслуживание автомобиля. Замена масла в двигателе и коробки, антифриза и всех фильтров – обязательная процедура после приобретения автомобиля на вторичном рынке. Касается это и продукции "АвтоВАЗа", и дорогих Mercedes с Infiniti.
После диагностики на СТО пришлось перебрать коробку передач и часть подвески спереди, а также прочистить дроссельную заслонку и форсунки, заменить свечи. Здесь в целом повезло с предыдущим хозяином – за автомобилем он более-менее следил, и технических вложений не потребовалось.
Хотя тут можно вспомнить старую шутку про "АвтоВАЗ": “Мощность двигателя напрямую зависит от того, было ли у сборщика похмелье. Если не было, то все болты будут закручены нормально и мощность выйдет больше положенного, а если было – докручивайте все после покупки сами”. Я полагаю, у сборщика, который собирал конкретно мою машину, похмелья не было.
В общем эти операции с запчастями, расходниками и работой мастеров обошлись мне в 170 тысяч тенге. Наверное, можно было уложиться в 100 тысяч и меньше, но я решил не экономить, например, на маслах и деталях коробки передач – для здоровья вредно выходит. Особенно на трассе.
Чем славятся “жигулисты” (так часто называют владельцев продукции Lada), так это доработками кузова и салона. Тут у вас есть несколько вариантов. Первый – это вложить в машину больше, чем она стоит, и получить нечто с дорогими дисками, сиденьями от BMW и пневмоподвеской. А еще можно поставить множество колонок и сабвуфер, которые при каждом включении помогают откручиванию болтов на бамперах и дверях. Автомобили такого характера вы наверняка видели на дорогах. И третий вариант – это доработки для повышения комфорта. По этому пути пошел я.
В первую очередь я начал с салона, ведь именно там водитель проводит большую часть своего времени. За 10 лет эксплуатации автомобиля сильно испортились и руль, и рычаг коробки переключения передач, и внутренняя обшивка дверей, и даже ручка стояночного тормоза. Не говоря уже о сиденьях – они были еще и со следами прогорания от пепла сигарет. Решилось все быстро: покупаем в одном известном интернет-магазине одного крупного банка чехлы, рулевое колесо и рукоятку КПП. Все это можно легко заменить самому – благо в интернете много видеороликов на эту тему. Даже инструменты не требуются, кроме отвертки.
С остальным сложнее из-за малого выбора на отечественных площадках, пришлось идти на зарубежные. Там я купил и обшивку дверных карт, и мягкие подлокотники на двери, и чехол для центрального подлокотника. Все ставилось так же просто, но с дверьми пришлось повозиться – нужно разбирать каждую дверь и вставлять новый материал по отдельности. Примерно два часа мучений и недовольных восклицаний в паркинге, и все было готово.
Результат вышел приятным: весь салон теперь в обивке из экокожи и едином стиле. Внутреннее убранство автомобиля сделало его более уютным и новым, что важно в случае, например, продажи.
Особенно удобно при очередной поломке чего бы то ни было в моей машине. Происходит это не сказать, что часто, но чаще, чем хотелось бы. Ну и погромче можно выбрать трек, чтобы не слышать “дорогие” звуки из-под капота или днища "Приоры".
Но и последнее по списку, но не по значению – это автозвук. Сами колонки я не менял, поскольку качество звучания меня устраивало, но вот “голову” – я установил магнитолу на Android. Теперь можно пользоваться навигатором и смотреть видео не выходя из машины.
Также были произведены замены мелочей вроде ручек на потолке и солнцезащитных козырьков.
По кузову я пока ничего не делал, только заменил ручки (старые уже потрескались и не всегда срабатывали) и замки дверей. Далось это с большим трудом и заняло весь день, но результат позитивный – все двери начали нормально открываться и закрываться с ключа.
Правда, пришлось пожертвовать шумоизоляцией, которую на двери изнутри ставили какие-то умельцы. Так поставили, что замки из-за наклеенного материала срабатывали через раз, а один замок и вовсе заклинило. В салоне стало шумнее, но это дело привычки.
Впереди, если делать все по-хорошему, еще много работы. Нужно заменить бампера на те, что стояли на рестайлинговой Lada Priora 2014 года и отполировать кузов. А желательно перекрасить его полностью, зачистив от “рыжиков” по всему периметру автомобиля.
К моему удивлению, днище до сих пор не гнилое, и на том спасибо.
Из внешних декораций я сделал только наклейки по бортам, но это дело вкуса. Также поставил газовые упоры капота – слишком уж короткая и хлипкая штатная “кочерга”-подставка. Теперь капот открывается шире, и легче искать очередную течь в двигателе.
Ниже привожу примерные расходы на небольшие доработки автомобиля (все с тенге):
И помните, что при должном уходе и некоторых вложениях даже старый автомобиль будет выглядеть достойно, а значит и надежно. Желаю всем удачи на дорогах!