17.11.2025 19:30

Из Казахстана реэкспортируют электромобили, ввезенные по квоте, – эксперт

Всего "пропало" 11 тысяч машин.

Дания Ахметова
Из Казахстана реэкспортируют электромобили, ввезенные по квоте, – эксперт
Фото: Pixabay

Из Казахстана реэкспортируют электромобили, ввезеннные по квоте с нулевой ставкой НДС, об этом заявила президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева на подкасте у Business FM.

По данным Бюро национальной статистики, на 1 января 2025 года в стране насчитывалось 12 624 легковых электрических транспортных средств. Параллельно, в конце октября 2025 года Комитет государственных доходов сообщил, что 15-тысячная квота на ввоз электромобилей с нулевой ставкой НДС – исчерпана. Однако на 1 октября 2025 года в стране насчитывалось 15 753 легковых электрических транспортных средств. То есть, парк электромобилей пополнился не на 15 тысяч, а всего на три тысяч единиц.

"В Казахстан ввозятся электромобили не среднего сегмента, это больше премиального сегмента. Они достаточно дорогие. И, как подсказала статистика, из тех электромобилей, которые уже были ввезены в 2025 году, практически больше половины уже нет в стране", – заявила Анар Макашева.

Она объяснила, что 15-тысячная квота на ввоз электромобилей предназначалась для физических лиц, чтобы рядовые казахстанцы могли самостоятельно импортировать машину для личного пользования, при этом не оплачивая НДС при ввозе. Однако ряд "серых" импортеров решили сделать на этом бизнес и привозят электромобили для последующей перепродажи.

Анар Макашева добавила, что из-за схем реэкспорта электромобилей потери госбюджета в 2025 году могут достигать 30 млрд тенге.

Директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян сообщил, что в 2025 году квота на беспошлинный ввоз электромобиля впервые использована полностью. В 2023 и 2024 годах – порядка половины.

"Здесь нужна конкретная, решительная позиция со стороны регулятора, который будет следить за тем, чтобы принятые условия были четко соблюдены. Нужно смотреть за тем, кто ввозит автомобиль для своего личного пользования. Другое дело, если вы делаете из этого бизнес. В таком случае извольте делать бизнес по прозрачным и справедливым правилам", – считает эксперт.

Напомним, что теперь казахстанцы могут ввозить электромобили в страну на общих основаниях – с уплатой установленных таможенных платежей и налогов. Можно оформить декларацию на товар, уплатить шесть МРП (23 592 тенге в 2025 году или 25 950 в 2026 году) и НДС. В случае ввоза из стран ЕАЭС нужно будет также оплатить Единый таможенный тариф в размере 15% от стоимости. Также граждане могут оформить пассажирскую декларацию и оплатить 27% от стоимости электромобиля.