Европа не рвется к торговой войне и вместо этого сосредотачивается на "ребалансировке", чтобы избежать чрезмерной зависимости от одной страны, такое заявление сделал президент Европейского совета Шарль Мишель в интервью Bloomberg Television в кулуарах прошедшего в Германии Берлинского глобального диалога.
Схожую позицию продемонстрировал и канцлер Германии Олаф Шольц. В своих первых комментариях по поводу расследования в отношении китайских электромобилей Олаф Шольц, по мнению Bloomberg, осудил действия Европейской комиссии и предостерег от протекционистских мер, которые могут нанести вред немецкой промышленности. Когда заговорили о возможности торговой войны между Евросоюзом и Китаем, он сказал: "Очевидно, этого не произойдет".
"Мы хотим продавать наши автомобили в Европе, Северной Америке, Японии, Китае, Африке, Южной Америке и во всех других местах. Но это означает, что мы также открыты для поставок автомобилей из других стран на немецкий рынок. Теперь в Корее есть немецкие машины, а в Германии – корейские – в чем проблема?" – сказал Олаф Шольц в ходе Берлинского глобального диалога.
Германия может стать страной, которая больше всего пострадает среди стран Евросоюза в случае тарифного спора с Китаем. Если будут введены пошлины, самым мощным ответом Пекина будет ограничение доступа к его огромному рынку. Это сильнее всего ударит по немецким автопроизводителям, включая Volkswagen AG и BMW AG , поскольку в прошлом году они в совокупности продали там 4,6 млн автомобилей.
Первоначально Китай отреагировал агрессивно на заявление президента Комиссии Урсулы фон дер Ляйен от 13 сентября 2023 года, назвав его "открытым актом протекционизма". Это усилило опасения по поводу потенциальной торговой войны, но они ослабли после последующей поездки в Китай члена Евросоюза Валдиса Домбровскиса .
Во время визита комиссара по торговле правительство Китая избегало риторики, которая могла бы поставить под угрозу экономические отношения стоимостью 900 млрд долларов (431,8 трлн тенге), а вице-премьер Китая Хэ Лифэн согласился создать несколько рабочих групп, в том числе по финансовым услугам и торговле.
Президент Европейского совета, представляющего глав государств и правительств ЕС, также стремился снизить любую очевидную напряженность в отношениях с Китаем по вопросу электромобилей.
"Мы хотели бы сбалансировать наши отношения с Китаем, чтобы устранить критические уязвимости. Никогда нехорошо, когда ты так зависим от одной страны. Внутри Евросоюза существует общее мнение, общее видение того, что нам необходимо сбалансировать наши экономические отношения, устранить наши уязвимости. Мы активно сотрудничаем с Китаем, и я уверен, что мы сможем защитить европейские интересы", – заявил Шарль Мишель.
Ранее 13 сентября 2023 года президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что "мировой рынок переполнен дешевыми китайскими автомобилями, и Евросоюз будет сопротивляться". Это заявление накалило взаимоотношения между Китаем и Евросоюзом.
Позже высокопоставленный представитель по европейским делам МИД Китая Ван Лутун назвал предстоящее расследование Евросоюза "чистым протекционизмом".