Как пишет South China Morning Post, высокопоставленный представитель по европейским делам МИД Китая Ван Лутун заявил несколько часов спустя, после заявления президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, о том, что "глобальные рынки сейчас наводнены более дешевыми китайскими электромобилями, а их цены искусственно поддерживаются на низком уровне за счет огромных государственных субсидий", и возразил, написав пост в X (экс-Twitter – прим. AutoReport.kz), ссылаясь на статистику Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), что "многие члены ЕС субсидируют свою промышленность по производству электромобилей".
"Какие основания Еврокомиссии начать расследование по борьбе с субсидиями в отношении электромобилей из Китая? Это не что иное, как явный протекционизм", – написал Ван Лутун.
Свое заявление китайский чиновник подкрепил, документальным перечислением льгот, которыми могут воспользоваться покупатели электромобилей во Франции и Германии, включая налоговые льготы и дисконтные бонусы.
Торгово-промышленная палата Китая, представляющая китайский бизнес в блоке, выразила "сильную обеспокоенность и несогласие" с расследованием.
"Китайские производители электромобилей вместе со своими партнерами в добывающей и перерабатывающей промышленности постоянно расширяют границы инноваций. Очень важно подчеркнуть, что это преимущество не является результатом того, что сторона комиссии назвала «огромными государственными субсидиями", – говорится в заявлении Торгово-промышленной палаты Китая Европейскому Союзу, который представляет 1 000 китайских компаний в ЕС.
Бизнес-группы неоднозначно восприняли расследование комиссии на фоне опасений, что оно может спровоцировать ответные меры со стороны Китая, которые могут нанести ущерб их интересам или привести к растущей торговой войне.
"Так называемые расследования ЕС по борьбе с субсидиями – это очень формальный процесс, основанный на установленных критериях и шагах. Ущерб должен быть причинно измерен, и должны быть приняты во внимание общие интересы. Необходимо также учитывать возможную реакцию Китая. Очевидно, что само по себе расследование по борьбе с субсидиями не способствует решению существующих проблем, касающихся конкурентоспособности европейского региона", – сказал представитель Немецкой ассоциации автомобильной промышленности Ханнес Шуман.
Базирующаяся в Брюсселе ACEA настроена более оптимистично, охарактеризовав заявление фон дер Ляйен как "позитивный сигнал того, что Европейская комиссия признает все более асимметричную ситуацию, с которой сталкивается наша отрасль, и срочно рассматривает искаженную конкуренцию в нашем секторе".
"Очевидное преимущество Китая и конкурентоспособный импорт уже влияют на долю европейских автопроизводителей на внутреннем рынке, при этом в последние годы наблюдается огромный рост импорта электромобилей", – сказала генеральный директор ACEA Сигрид де Врис.
Расчеты South China Morning Post, основанные на данных китайской таможни, показывают, что за первые семь месяцев 2023 года поставки китайских электромобилей в ЕС подскочили на 113% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, и на 379% по сравнению с 2021 годом.
По оценкам чиновников ЕС, электромобили китайской марки на европейском рынке уступают местным моделям на 20%. Сообщается, что предварительное расследование выявило доказательства субсидий в цепочке поставок электромобилей в Китае.
По сути, однозначно в пользу расследования пока высказываются только политики, которые с энтузиазмом поддержали расследование, цель которого ввести импортные пошлины на электромобили, произведенные в Китае. Министр экономики Франции Брюно Ле Мэр, прибывший в Берлин на встречу со своим немецким коллегой Робертом Хабеком, заявил, что "приветствует расследование".
"Если эти субсидии не будут соответствовать правилам Всемирной торговой организации, Европа должна иметь возможность дать отпор", – сказал он Politico.
Роберт Хабек, который, как известно, занимает более агрессивную позицию в отношении Китая, чем канцлер Германии Олаф Шольц, также похвалил расследование.
"Речь идет о недобросовестной конкуренции. Речь идет не о том, чтобы не допустить попадания на европейский рынок высокопроизводительных и недорогих автомобилей. Речь идет о том, чтобы выяснить, существуют ли скрытые, прямые или косвенные субсидии, которые создают несправедливое конкурентное преимущество", – сказал он.
Ранее Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен 13 сентября заявила, что "мировой рынок переполнен дешевыми китайскими автомобилями и что Евросоюз будет сопротивляться". В качестве средств "сопротивления" будут использоваться механизмы расследований и заградительных пошлин. Учитывая размер рынка и его быстрый рост, потенциальные пошлины в результате расследования могут иметь гораздо большее влияние, чем любые предыдущие меры по борьбе с субсидированием китайского импорта.