В начале августа 2023 года Правительство Японии запретило экспорт в Россию всех автомобилей, кроме малолитражных, отрезав прибыльный канал торговли подержанными автомобилями Toyota, Honda и Nissan для сети брокеров и небольших портов, таких как порт Фушики, экспортный центр в Японском море. Компания SV Alliance со штаб-квартирой в префектуре Тояме, занимающаяся экспортом автомобилей, в течение почти двух лет была частью этого бума, когда в среднем до июля 2023 года ежемесячно в Россию из японского города Фушики отправлялось около 6,5 тысяч подержанных автомобилей. Порт находится примерно в 800 километрах от Владивостока (Россия).
"Бизнес упал примерно на 70%, и нам пришлось уволить пару человек, потому что работы не хватает", – рассказала Reuters координатор по логистике SV Alliance Олеся Алексеева.
Спрос России на подержанные автомобили из Японии резко подскочил после того, как мировые автопроизводители, включая Toyota, прекратили свою деятельность после вторжения Москвы в Украину.
К 2022 году, когда санкции в других странах ужесточились, Россия покупала более четверти экспорта подержанных автомобилей Японии по средней цене почти 8,2 тысячи долларов (3,9 млн тенге). Это более чем вдвое превышает цену в 2020 году, когда Россия занимала около 15% экспорта подержанных автомобилей Японии.
Как показывают торговые данные, эти продажи могли превысить 1,9 млрд долларов за весь 2023 год, прежде чем Япония ввела свои собственные более жесткие санкции.
По данным российского аналитического агентства "Автостат", более половины из 303 тысяч подержанных автомобилей, импортированных в Россию за первые восемь месяцев года, поступили из Японии. За тот же период было продано 606 950 новых автомобилей преимущественно российских и китайских марок.
Закрыв крупнейший для подержанных автомобилей российский рынок, санкции привели к снижению цен на подержанные автомобили в самой Японии, и брокеры стали изо всех сил пытаться отправить автомобили в другие регионы, особенно на рынки с правосторонним управлением в Новой Зеландии, Юго-Восточной Азии и Африке.
По предварительным данным автомобильного аукционного дома USS, количество предлагаемых подержанных автомобилей в августе 2023 года выросло более чем на 20% по сравнению с годом ранее, в то время как средние цены продажи автомобилей упали на 7%.
Япония первоначально запретила экспорт роскошных автомобилей в Россию в апреле 2022 года. В июне был добавлен запрет на экспорт тяжелых грузовиков. В соответствии с новыми санкциями, введенными с августа 2023 года, дилерам разрешено экспортировать в Россию лишь автомобили меньшего размера, такие как Toyota Yaris или Honda Fit.
Исполнительный директор Element Trading Ватару Нишиваки, продавец подержанных автомобилей в префектуре Ниигата, рассказал Reuters, что доля России в бизнесе компании упала с пикового уровня выше 50% до уровня ниже 20%.
Директор по автомобильной торговой политике Министерства экономики, торговли и промышленности Японии Таканори Кикути, сказал, что правительство "следит за тем, какое влияние" окажут новые санкции.
Япония уже несколько десятилетий является ведущим экспортером подержанных автомобилей. Система обязательных проверок повышает стоимость содержания подержанных автомобилей для клиентов в Японии. Затраты на финансирование покупки новых автомобилей, напротив, невелики.
Напомним, что до августа 2023 года Япония занимала более половины импорта подержанных автомобилей России. С января по июль 2023 года в страну завезено 271,4 тысячи машин с пробегом, что в 2,9 раз больше чем в январе-июле прошлого года.