После того, как истек полуночный срок для нового контракта, рабочие покинули завод Ford Motor Co. в Мичигане, который производит внедорожники Bronco, завод General Motors Co. в Миссури, который собирает пикапы Chevrolet Colorado, и завод Stellantis NV в Огайо, который производит Jeep. Как пишет Bloomberg, после нескольких недель переговоров профсоюз и автопроизводители все еще далеки понимания друг от друга.
Стратегия протестующих рабочих автозаводов состоит в том, чтобы методично сокращать производство прибыльных автомобилей, сводя при этом к минимуму воздействие на забастовочный фонд UAW. Профсоюз заявил, что добавит заводы, где объявят забастовку в зависимости от того, как будут продвигаться переговоры.
"Сегодня вечером, впервые в нашей истории, мы нанесем удар по всем трем компаниям из "Большой тройки" одновременно. Эта стратегия заставит компании гадать. Это даст нашим национальным переговорщикам максимальные рычаги воздействия и гибкость в переговорах. И если нам нужно будет сделать все возможное, мы это сделаем. Все на столе", – заявил поздно вечером в четверг 14 сентября президент UAW Шон Фейн.
Акции GM и Ford упали более чем на 2% перед началом очередных торгов 15 сентября 2023 года в Нью-Йорке. Акции Stellantis выросли на 0,5% по состоянию на 10:30 утра 15 сентября в Париже.
Необычайно широкая атака UAW произошла на фоне возрождения профсоюзной активности в США. Воодушевленные трудностями на рынке труда и взволнованные инфляцией и рисками, возникшими во время пандемии, профсоюзные работники в прошлом году одержали ряд побед в некоторых наиболее известных компаниях США, включая крупные железные дороги и United Parcel Service Inc.
"Мы крайне разочарованы отказом руководства UAW ответственно подойти к достижению справедливого соглашения в интересах наших сотрудников, их семей и наших клиентов. Мы немедленно перевели компанию в аварийный режим и примем все соответствующие структурные решения для защиты наших операций в Северной Америке", – говорится в заявлении, отправленном по электронной почте, автоконцерна Stellantis
GM заявила, что предложила профсоюзу "беспрецедентный" экономический пакет, включая "историческое" повышение заработной платы и обязательства по производству.
"Мы продолжим добросовестно вести переговоры с профсоюзом, чтобы достичь соглашения как можно быстрее", – заявили в компании.
Форд заявил, что профсоюз "незначительно отступил" от первоначальных требований, которые, как предупредила компания, дадут дополнительный импульс конкурентам, не входящим в профсоюз, а именно компаниям Tesla Inc. и Toyota Motor Corp.
Первая забастовка, по мнению Bloomberg, закроет заводы, производящие популярные и прибыльные модели, но сохранит заводы, производящие дойные коровы, такие как Ford F-150, Chevy Silverado и пикапы Ram. Это оставляет профсоюзу возможность предпринять более разрушительные действия, если забастовка затянется.
Профсоюз заявил, что в первоначальной акции примут участие 12 700 рабочих на трех заводах. Члены UAW будут получать от профсоюза 500 долларов (234 тысячи тенге) в неделю в виде заработной платы за забастовку.
Последствия забастовки могут отразиться на всей экономике: ожидается, что пострадают поставщики комплектующих, поскольку производство остановится на трех заводах и, возможно, на других.
"Малые и средние производители по всей стране ощутят на себе основную тяжесть этой остановки работы, независимо от того, являются ли они профсоюзными предприятиями или нет. Американские семьи уже ощущают экономическое давление из-за почти рекордно высокой инфляции, и это только причинит еще большую боль", – говорится в заявлении Национальной ассоциации производителей.
Новый реформаторский лидер UAW Шон Фейн, делает высокую ставку на то, что он сможет вернуть льготы, утраченные во время финансового кризиса более десяти лет назад. В профсоюз входят около 150 тысяч членов трех автопроизводителей, и они стремятся участвовать в растущих корпоративных прибылях, поскольку цены на автомобили резко выросли за четыре года с момента подписания последнего контракта.
Обе стороны внесли поправки в свои предложения, обсуждая такие вопросы, как повышение заработной платы, корректировка стоимости жизни, пенсии для новых работников и гарантии занятости на некоторых заводах. Работники UAW в настоящее время начинают работать примерно с 18 долларов в час и могут работать по максимальной ставке в 32 доллара (почти 15 тысяч тенге) в час, а временные работники начинаются примерно с 15 долларов в час.
По мнению людей, знакомых с оценками компаний, первоначальный список требований UAW обойдется каждой компании в 80 млрд долларов (37,5 трлн тенге) в течение четырех лет.
Шон Фейн, ставший этой весной первым президентом UAW, избранным прямым голосованием, пытается восстановить доверие после того, как федеральное расследование коррупции отправило в тюрьму двух бывших лидеров UAW.
Он принадлежит к новой когорте левых профсоюзных реформаторов, которые считают старую гвардию оторванной от реальности и неэффективной. Фейн занял более враждебный тон по отношению к автопроизводителям, чем его предшественники, одновременно делая переговоры более прозрачными, регулярно размещая новости о переговорах в Facebook Live, иногда театрально выбрасывая копии торговых предложений компаний в мусор.
Президент компании Teamsters Шон О'Брайен использовал аналогичную тактику ранее этим летом, чтобы добиться повышения заработной платы на 10% для работников UPS в первый год пятилетнего контракта с меньшими гарантированными повышениями после этого, одновременно предотвращая забастовку.
По данным RBC Capital Markets, 40-дневная забастовка против GM в 2019 году является самой продолжительной с 1970-х годов. Она обошлась компании примерно в 3,6 млрд долларов (1,7 трлн тенге) прибыли до вычета процентов и налогов. Забастовка повлияла на доходы всей цепочки поставок автомобилей.
В четверг UAW заявил, что в его забастовочном фонде около 825 млн долларов (386,2 млрд тенге).