16.09.2023 13:04
11 мин.

На американских заводах Ford Motor, General Motors и Stellantis забастовка

Объединенный профсоюз рабочих автомобилестроительной промышленности США (UAW) начал беспрецедентную забастовку на предприятиях всех трех старых автопроизводителях Детройта.

Вадим Григорьев
Фото: pixabay.com

После того, как истек полуночный срок для нового контракта, рабочие покинули завод Ford Motor Co. в Мичигане, который производит внедорожники Bronco, завод General Motors Co. в Миссури, который собирает пикапы Chevrolet Colorado, и завод Stellantis NV в Огайо, который производит Jeep. Как пишет Bloomberg, после нескольких недель переговоров профсоюз и автопроизводители все еще далеки понимания друг от друга.

Стратегия протестующих рабочих автозаводов состоит в том, чтобы методично сокращать производство прибыльных автомобилей, сводя при этом к минимуму воздействие на забастовочный фонд UAW. Профсоюз заявил, что добавит заводы, где объявят забастовку в зависимости от того, как будут продвигаться переговоры.

"Сегодня вечером, впервые в нашей истории, мы нанесем удар по всем трем компаниям из "Большой тройки" одновременно. Эта стратегия заставит компании гадать. Это даст нашим национальным переговорщикам максимальные рычаги воздействия и гибкость в переговорах. И если нам нужно будет сделать все возможное, мы это сделаем. Все на столе", – заявил поздно вечером в четверг 14 сентября президент UAW Шон Фейн.

Акции GM и Ford упали более чем на 2% перед началом очередных торгов 15 сентября 2023 года в Нью-Йорке. Акции Stellantis выросли на 0,5% по состоянию на 10:30 утра 15 сентября в Париже.

Необычайно широкая атака UAW произошла на фоне возрождения профсоюзной активности в США. Воодушевленные трудностями на рынке труда и взволнованные инфляцией и рисками, возникшими во время пандемии, профсоюзные работники в прошлом году одержали ряд побед в некоторых наиболее известных компаниях США, включая крупные железные дороги и United Parcel Service Inc.

Автопроизводители поспешили осудить забастовку

"Мы крайне разочарованы отказом руководства UAW ответственно подойти к достижению справедливого соглашения в интересах наших сотрудников, их семей и наших клиентов. Мы немедленно перевели компанию в аварийный режим и примем все соответствующие структурные решения для защиты наших операций в Северной Америке", – говорится в заявлении, отправленном по электронной почте, автоконцерна Stellantis

GM заявила, что предложила профсоюзу "беспрецедентный" экономический пакет, включая "историческое" повышение заработной платы и обязательства по производству. 

"Мы продолжим добросовестно вести переговоры с профсоюзом, чтобы достичь соглашения как можно быстрее", – заявили в компании.

Форд заявил, что профсоюз "незначительно отступил" от первоначальных требований, которые, как предупредила компания, дадут дополнительный импульс конкурентам, не входящим в профсоюз, а именно компаниям Tesla Inc. и Toyota Motor Corp.

Как будут развиваться события

Первая забастовка, по мнению Bloomberg, закроет заводы, производящие популярные и прибыльные модели, но сохранит заводы, производящие дойные коровы, такие как Ford F-150, Chevy Silverado и пикапы Ram. Это оставляет профсоюзу возможность предпринять более разрушительные действия, если забастовка затянется.

Профсоюз заявил, что в первоначальной акции примут участие 12 700 рабочих на трех заводах. Члены UAW будут получать от профсоюза 500 долларов (234 тысячи тенге) в неделю в виде заработной платы за забастовку.

Последствия забастовки могут отразиться на всей экономике: ожидается, что пострадают поставщики комплектующих, поскольку производство остановится на трех заводах и, возможно, на других.

"Малые и средние производители по всей стране ощутят на себе основную тяжесть этой остановки работы, независимо от того, являются ли они профсоюзными предприятиями или нет. Американские семьи уже ощущают экономическое давление из-за почти рекордно высокой инфляции, и это только причинит еще большую боль", – говорится в заявлении Национальной ассоциации производителей.

Чего хочет профсоюз

Новый реформаторский лидер UAW Шон Фейн, делает высокую ставку на то, что он сможет вернуть льготы, утраченные во время финансового кризиса более десяти лет назад. В профсоюз входят около 150 тысяч членов трех автопроизводителей, и они стремятся участвовать в растущих корпоративных прибылях, поскольку цены на автомобили резко выросли за четыре года с момента подписания последнего контракта.

Обе стороны внесли поправки в свои предложения, обсуждая такие вопросы, как повышение заработной платы, корректировка стоимости жизни, пенсии для новых работников и гарантии занятости на некоторых заводах. Работники UAW в настоящее время начинают работать примерно с 18 долларов в час и могут работать по максимальной ставке в 32 доллара  (почти 15 тысяч тенге) в час, а временные работники начинаются примерно с 15 долларов в час.

По мнению людей, знакомых с оценками компаний, первоначальный список требований UAW обойдется каждой компании в 80 млрд долларов (37,5 трлн тенге) в течение четырех лет. 

Новые лидеры

Шон Фейн, ставший этой весной первым президентом UAW, избранным прямым голосованием, пытается восстановить доверие после того, как федеральное расследование коррупции отправило в тюрьму двух бывших лидеров UAW.

Он принадлежит к новой когорте левых профсоюзных реформаторов, которые считают старую гвардию оторванной от реальности и неэффективной. Фейн занял более враждебный тон по отношению к автопроизводителям, чем его предшественники, одновременно делая переговоры более прозрачными, регулярно размещая новости о переговорах в Facebook Live, иногда театрально выбрасывая копии торговых предложений компаний в мусор.

Президент компании Teamsters Шон О'Брайен использовал аналогичную тактику ранее этим летом, чтобы добиться повышения заработной платы на 10% для работников UPS в первый год пятилетнего контракта с меньшими гарантированными повышениями после этого, одновременно предотвращая забастовку.

По данным RBC Capital Markets, 40-дневная забастовка против GM в 2019 году является самой продолжительной с 1970-х годов. Она обошлась компании примерно в 3,6 млрд долларов (1,7 трлн тенге) прибыли до вычета процентов и налогов. Забастовка повлияла на доходы всей цепочки поставок автомобилей.

В четверг UAW заявил, что в его забастовочном фонде около 825 млн долларов (386,2 млрд тенге).