14.09.2023 16:19
9 мин.

Евросоюз и Китай на пороге автовойны

Европейский Союз начинает расследование китайских субсидий на электромобили, пытаясь предотвратить поток дешевого импорта.

Вадим Григорьев
Фото: Reuters

Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен 13 сентября заявила, что "мировой рынок переполнен дешевыми китайскими автомобилями и что Евросоюз будет сопротивляться". В качестве средств "сопротивления" будут использоваться механизмы расследований и заградительных пошлин. Учитывая размер рынка и его быстрый рост, потенциальные пошлины в результате расследования могут иметь гораздо большее влияние, чем любые предыдущие меры по борьбе с субсидированием китайского импорта.

Однако, по мнению отраслевых экспертов, заявление фон дер Ляйен приведет к эскалации ситуации, которая открывает дверь для ответных мер Китая, что сильно ударит по автопроизводителям блока.

Экономические причины

"Мировой рынок переполнен дешевыми китайскими автомобилями и что блок будет сопротивляться. Их цена искусственно поддерживается на низком уровне за счет огромных государственных субсидий. Это искажает наш рынок", – заявила Урсула фон дер Ляйен в своем ежегодном выступлении перед Европейским парламентом.

Как считает Bloomberg, этот шаг, сделанный без жалоб со стороны автомобильной промышленности, направлен на предотвращение повторения того, что произошло с солнечной промышленностью Европы 10 лет назад, когда местные производители не смогли идти в ногу с поддерживаемыми государством китайскими конкурентами.

Напряженность в отношениях между Китаем и Евросоюзом накаляется уже несколько месяцев. Переход к более чистым технологиям является особым предметом разногласий, поскольку промышленное ядро ​​ЕС рискует потерять свою долю в пользу более быстро развивающихся китайских компаний.

"Европейская комиссия признает все более асимметричную ситуацию, с которой сталкивается наша отрасль", – заявила генеральный директор Европейской ассоциации автопроизводителей Сигрид де Врис в электронном письме Bloomberg. 

"Очевидное преимущество" Китая уже проявляется на европейских рынках. По словам представителя ЕС, в прошлом году доля китайских брендов электромобилей в блоке составила 8%. Поскольку китайские модели примерно на 20% дешевле, чем отечественные предложения, ожидается, что к 2025 году они будут контролировать 15%.

Автомобильная выставка в Мюнхене на прошлой неделе усилила тревогу по поводу угрозы со стороны Китая. Производители, включая BYD, Nio и Xpeng, были на высоте, демонстрируя модели, призванные отвлечь европейских покупателей от брендов Volkswagen, Renault и Stellantis .

Как считают аналитики Bloomberg, Китай был доминирующей темой автосалона IAA в Мюнхене, что представляет собой двойную угрозу для BMW, Mercedes и VW, учитывая, замедляющуюся экономику и рост импорта аккумуляторных электромобилей, причем заметные позиции занимают BYD, Xpeng и MG.

BYD, который в этом году сверг VW как самый продаваемый автомобильный бренд Китая, расширил свою деятельность примерно на 15 стран Европы. Кроссовер Atto 3 стал самым продаваемым электромобилем в Швеции в июле. Его новый седан Seal будет стоить около 45 тысяч евро (22,5 млн тенге) в Германии, когда он поступит в продажу позднее в этом году, что сделает его прямым конкурентом Tesla Model 3 и нескольких автомобилей Volkswagen.

Политические причины

Расследование по поводу электромобилей против Китая сказалось на нескольких областях, включая ограничение продаж высококачественных полупроводников и введение экспортного контроля, связанного с квантовыми вычислениями и искусственным интеллектом. Блок также создал новые инструменты для борьбы с принудительными практиками Китая.

"Мы не забыли, как несправедливая торговая практика Китая повлияла на нашу солнечную промышленность. Многие молодые предприятия были вытеснены сильно субсидируемыми китайскими конкурентами", – сказала Урсула фон дер Ляйен.

В целом же, по мнению Bloomberg, расследование знаменует собой первый конкретный шаг, направленный на прекращение государственной поддержки "зеленых" технологий после более чем года выделения все более крупных субсидий в США, Китае, Великобритании и Европе. В зависимости от результатов расследования и его последствий, это может подтолкнуть торговых партнёров к более агрессивным, взаимным протекционистским мерам.

Риски

После того, как европейские компании в течение многих лет инвестировали значительные средства в китайские совместные предприятия, страна стала домом для множества производителей электромобилей, поддерживаемых государственными стимулами как для промышленности, так и для покупателей.

Поскольку Китай является крупнейшим рынком для Volkswagen AG и других немецких автопроизводителей, конфликт с Пекином может быть рискованным. BMW AG импортирует свой iX3 с аккумуляторным питанием из Китая, а за ним должны последовать модели Mini. Как подсчитали аналитики Citigroup Inc., мюнхенский автопроизводитель в прошлом году получил 33% своей операционной прибыли в Китае, за ним следуют Porsche, VW и Mercedes-Benz.

"Автомобильный сектор особенно чувствителен для Европы, поскольку он является крупным поставщиком рабочих мест", – счиатет старший инвестиционный менеджер Pictet Asset Management Евгения Молотова, отметив, что "всегда существует риск возмездия".

После заявления Урсулы фон дер Ляйен акции европейского автомобильного сектора сначала выросли на перспективах защиты, но затем отказались от этого роста из-за опасений по поводу негативной реакции со стороны европейских автопроизводителей, сильно зависимых от Китая.

"Cui prodest"

Расследование, по мнению Bloomberg, является победой для Франции, где расположены массовые бренды Renault, Citroen и Peugeot, которые относительно мало представлены в Китае. Администрация президента Эммануэля Макрона уже давно предупреждает о наплыве китайских автомобилей и в последние недели усиливает давление в пользу такого шага.

"Европа должна показать, что она полна решимости защищать свои экономические интересы, защищать свои промышленные интересы", – заявил министр финансов Франции Бруно Ле Мэр 13 сентября в Берлине.

Он стремился подтолкнуть Германию к более жестким мерам по защите европейской промышленности от китайского импорта и поддержал начало расследования в отношении электромобилей из Поднебесной.

Министр экономики Германии Роберт Хабек заявил, что этот шаг направлен не на то, чтобы убрать дешевые и эффективные автомобили с европейского рынка, а на то, чтобы выяснить, не предоставляет ли Китай компаниям несправедливое преимущество.