Регистрации новых автомобилей в 2022 году в мире достигли объема в 66,2 млн единиц. По мнению аналитиков Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), на рынок повлияло сокращение поставок полупроводников в сочетании с восстановлением продаж в последнем квартале 2022 года.
Тем не менее, мировой спрос на транспортные средства по-прежнему значительно ниже уровня, существовавшего до пандемии, и сравнение с объемами в 2019 году (74,9 млн единиц) показывает, насколько сильно сократились регистрации.
"Динамика продаж в Казахстане в прошлом году оказалась более скромной, чем на отрезке 17-21 годы, но надо понимать, что в 2022 году в целом не так много рынков показали рост в принципе. Кроме Казахстана, рост продаж новых автомобилей зафиксирован в Китае, Индии, Мексике, Иране, Индонезии, Турции, Малайзии и Таиланде. Как показывает наш анализ первичных регистраций, рынок новых автомобилей в прошлом году вырос на 7,35%, зарегистрировано почти 140 тыс. ед. техники. Незначительно выросла доля серого импорта новых автомобилей, на эту часть пришлось 11,6% рынка", – сообщил редакции Autoreport директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян.
Количество регистраций легковых автомобилей в Европейском регионе сократилось на 10,4% в течение 2022 года до 12,8 миллион единиц. Основным фактором, повлиявшим на показатели региона, вновь стала нехватка полупроводники. Кроме того, война в Украине продолжала сдерживать рынок Восточной Европы, причем значительный спад наблюдался в странах, непосредственно вовлеченных в конфликт: Украине (-64,7%) и Россия (-62,7%).
Несмотря на небольшой отскок в последнем квартале 2022 года, годовой объем продаж в Северной Америке снизился на 8,7% по сравнению с 2021 годом и составил 12,7 млн единиц. Та же тенденция наблюдалась в США, где продажи легковых автомобилей сократились на 9,2% в течение 2022 года из-за проблем с цепочками поставок и логистикой.
Спрос на автомобили в Южной Америке за последний год вырос на скромные 1,8%, при этом продано почти 2,8 млн единиц техники. Бразилии, крупнейшему рынку региона, удалось закрыть год без изменений благодаря восстановлению в последнем квартале.
Продажи легковых автомобилей в Японии снизились на 5,1% по сравнению с 2021 годом, поскольку более высокие цены на энергоносители в сочетании с ослаблением курса иены привели к снижению реального располагаемого дохода, влияющего на продажи автомобилей. На аналогичной ноте количество регистраций новых автомобилей в Южной Корее сократилось на 3,0% в 2022 году по сравнению с годом ранее.
Спрос в Китае увеличился на 7,6% в годовом исчислении до 21,7 млн проданных автомобилей, что отражает некоторую отдачу от повышенного спроса. Планируемая отмена государственных льгот для электромобилей к концу 2022 года стимулировала клиентов совершать покупки в течение года.
Продажи легковых автомобилей в Индии выросли на 23,1% в 2022 году, достигнув 3,8 млн единиц, поскольку накопление сбережений в сочетании с более низкими процентными ставками убедило клиентов покупать новые автомобили. Растущее предпочтение личной мобильности также стало важной движущей силой этого роста.
Количество регистраций новых легковых автомобилей в ЕС сократилось на 4,6% в 2022 году, главным образом из-за последствий нехватки комплектующих в первой половине года.
Это третий год подряд, когда количество регистраций в ЕС сокращается. Хотя во второй половине года рынок продемонстрировал признаки улучшения – с августа по декабрь был зафиксирован рост, тем не менее совокупные объемы продаж составили 9,3 млн единиц, что является самым низким показателем в регионе с 1993 года, когда было зарегистрировано 9,2 млн единиц.
Отрицательный результат региона был отражен показателями трех из четырех крупнейших рынков: Италия (-9,7%), Франция (-7,8%) и Испания (-5,4%) показали снижение в течение 2022 года. И лишь Германия стала исключением из этой тенденции и зафиксировала скромный рост (+1,1%), чему способствовал ее сильный результат в декабре.
Что касается 2023 года, то перспективы автомобильного рынка ЕС несколько более позитивны. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в регионе и сохраняющееся влияние нехватки комплектующих на производство транспортных средств, ожидается, что число регистраций новых автомобилей увеличится, примерно, на 5% в этом году. Если это будет достигнуто, то объемы регистрации в целом сравняются с показателями 2020 года, но все еще будут намного ниже 13 миллионов единиц, зарегистрированных до пандемии в 2019 году.
В целом в 2022 году во всем мире было произведено более 68 млн легковых автомобилей, что на 7,9% больше, чем годом ранее. Тем не менее, это все еще на 5,6 млн единиц ниже докризисного уровня производства в 2019 году.
Несмотря на продолжающиеся проблемы с цепочками поставок и логистикой, производство автомобилей в Северной Америке выросло на 10,3% в 2022 году по сравнению с предыдущим годом, достигнув в общей сложности 10,4 млн единиц. Этот рост был в первую очередь обусловлен высоким спросом на новые автомобили в США – крупнейшем рынке региона, что привело к увеличению производства на 11,7% до семь млн единиц.
Объемы поставок в Южную Америку сохраняли положительную динамику во второй половине 2022 года. В результате показатели за весь год оставались стабильными: было произведено более 2,1 млн автомобилей, что выше на 9,1% по сравнению с 2021 годом. Отражая эту тенденцию, производство в Бразилии увеличилось на 6,1% и составило почти 1,8 млн единиц.
В результате увеличения производства в третьем квартале 2022 года объем производства в Японии остался на уровне 2021 года и составил 6,6 млн единиц. Производство легковых автомобилей в Южной Корее выросло на на 7,6% до 3,4 млн единиц, поскольку восстановление экспорта и рост внутреннего спроса привели к увеличению производства.
После отмены карантина и сильного стимулирования спроса государственными стимулами производство автомобилей в Китае быстро восстановилось, несмотря на давление со стороны логистики и цепочки поставок. В результате производство автомобилей в Китае в прошлом году выросло на 11,7% и было выпущено 23,2 млн автомобилей, что составляет 34% мирового производства.
Благодаря высокому внутреннему спросу и повышению потребительского доверия производство автомобилей в Индии достигло 4,3 млн единиц в 2022 году, что привело к значительному росту на 21,6%.
"Хотя весь прошлый год в Казахстане наблюдалась нехватка некоторых машинокомплектов, предприятиям отрасли удалось выпустить 114 тысяч ед. техники разных видов – это 20% больше, чем было выпущено годом ранее. В денежном выражении объём выпущенной продукции составил 1,2 трлн тенге. Если говорить конкретно о легковых автомобилях, то количество выпущенной техники превысило 100 тысяч единиц, что также стало рекордом для казахстанской отрасли. Потребительские предпочтения в основном сосредоточены в двух сегментах: седанах начальной ценовой категории и среднеразмерных кроссоверах, локализованных в Казахстане," – рассказал Артур Мискарян.
Производство легковых автомобилей в Европе сократилось на 1,6% в 2022 году, при этом основные тенденции между Европейским союзом и Восточной Европой контрастируют. ЕС внес свой вклад в увеличение уровня производства, увеличившись на 7,1% за весь год. Однако на общие объемы по всему региону существенное влияние оказал обвал российского и украинского рынков, которые снизились на 67,4% и 79,7% соответственно.
Несмотря на снижение нагрузки на цепочку поставок, нехватка полупроводников оставалась основным ограничивающим фактором для производства легковых автомобилей в ЕС в 2022 году. Влияние дефицита наиболее значительным в первой половине года, хотя рост был зафиксирован в последних двух кварталах 2022 года, что привело к увеличению на 7,1% за весь год.
Однако этот рост был зафиксирован на низкой базе. Объем производства в 2022 году составил 10,8 млн единиц, что соответствует уровню 2020 года, на который сам повлияли карантины. Показатель на 2022 год составляет примерно на 24% ниже докризисного уровня 2019 года.
Если посмотреть на результаты за весь год на страновом уровне, то все крупные производители автомобилей в ЕС продемонстрировали рост, за исключением Словакии (-1,3%). Лидирует Германия с произведенными 3,3 млн автомобилей ( рост на 13,2% по сравнению с 2021 годом), за ней следует Испания с 1,7 млн автомобилей, что соответствует росту на 6,5%. Несмотря на рост в годовом исчислении на 10,3%, Франция завершила год на пятом месте, объемы по-прежнему не превышают порога в миллион единиц.
Рынки Центральной Европы оказали сильное влияние на позитивные показатели региона, значительный рост отмечен в Румынии (+20,6%), Чешской Республике (+8,7%) и Венгрии (+6.0%).