По версии агентства Bloomberg, Китай, если сохранится тенденция последних лет, станет в этом году вторым после Японии экспортером легковых автомобилей в мире, обогнав США и Южную Корею и Германию и вызвать, как считают аналитики агентства, новую напряженность в отношениях с торговыми партнерами и конкурентами. ЕС и США рассматривают как вариант – "частично закрыть границы".
Согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, поставки за границу автомобилей, произведенных в Китае, утроились с 2020 года и достигли более 2,5 млн в прошлом году. Этот показатель всего лишь примерно на 60 тысяч единиц отстает от Германии, экспорт которой в последние годы сократился. Показатели Китая, отстающие от Японии, но опережающие США и Южную Корею, предвещают появление серьезного конкурента признанным автогигантам.
В настоящее время китайские бренды являются лидерами рынка на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. В Европе продаваемые автомобили китайского производства – это в основном электрические модели от Tesla Inc. и принадлежащие китайцам бывшие европейские бренды, такие как Volvo и MG, а также европейские бренды, такие как Dacia Spring или BMW iX3, которые производятся исключительно в Китае. В тоже время продажи множества собственно китайских марок, таких как BYD Co. и Nio Inc., также растут, стремясь доминировать в мире автомобилей с новой энергией. При поддержке Berkshire Hathaway Inc. Уоррена Баффета BYD уже привлекает покупателей электромобилей в развитых странах, таких как Австралия.
Годовой экспорт легковых автомобилей
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Германия |
4,4 млн |
4 млн |
3,5 млн |
2,6 млн |
2,4 млн |
2,4 млн |
Южная Корея |
2,4 млн |
2,3 млн |
2,3 млн |
1,8 млн |
2 млн |
2 млн |
Япония |
4,2 млн |
4 млн |
4 млн |
3,1 млн |
3 млн |
3 млн |
США |
1,3 млн |
1,2 млн |
1,2 млн |
875,6 тыс. |
970,3 тыс. |
847 тыс. |
Китай |
744,3 тыс. |
863,7 тыс. |
908,3 тыс. |
780,3 тыс. |
1,6 млн. |
2,3 млн |
Источник: Китайская ассоциация легковых автомобилей, Японская ассоциация автопроизводителей, Корейская ассоциация автопроизводителей, Ассоциация немецких автопроизводителей, Министерство торговли США.
Примечание: 2022 год указан по состоянию на ноябрь.
Как сообщил редакции Bloomberg, заместитель главного инженера, поддерживаемой государством Китайской ассоциации автопроизводителей,Сюй Хайдуна, "это только начало". По его словам, цель состоит в том, чтобы к 2030 году продать за границу восемь млн легковых автомобилей, что более чем в два раза превышает текущие поставки Японии
Эта цель, как считают аналитики американского агентства, подчеркивает, что Китай уже не является "мировой фабрикой" недорогих электронных устройств, бытовой техники и рождественских игрушек.
В Bloomberg констатируют, что "переходя на более сложные и изощренные продукты для конкурентных, строго регулируемых рынков, китайские компании продвигаются вверх по цепочке создания стоимости в производстве – ключевой фактор роста, который превратил когда-то переживающую трудности коммунистическую экономику в сегодняшнюю квазикапиталистическую безжалостную силу стоимостью 18 трлн долларов".
Действительно, Индекс экономической сложности, составленный Лабораторией роста Гарвардского университета, который анализирует ассортимент продукции, экспортируемой страной, ставит Китай на 17 место в мире, по сравнению с 24 десять лет назад.
"Мы должны иметь их в поле зрения, не считая обычных конкурентов. Напряженность соревнований растет. Это самое веселое время для работы в автомобилестроении с 1886 года (когда Карл Бенц, отец автомобиля, выпустил первый автомобиль с газовым двигателем), но это также и самое неопределенное время", – заявил генеральный директор Mercedes-Benz Group AG Ола Каллениус во время Парижского автосалона в октябре прошлого года.
В Bloomberg отмечают, что "рост экспорта автомобилей в США в значительной степени остался незамеченным, отчасти потому, что это произошло во время пандемии коронавируса, а отчасти потому, что китайские автопроизводители в основном ориентированы на Европу, Азию и Латинскую Америку".
Так, General Motors Co. действительно продала около 40 тысяч своих компактных внедорожников Buick Envision китайского производства в США в 2021 году, но политическая напряженность, сохранение тарифов эпохи Трампа и субсидии, направленные на увеличение внутреннего производства электромобилей, снизили привлекательность этого рынка.
Экспорт легковых автомобилей Китая по направлениям, 2021 год
|
Азия |
Южная и Центральная Америка |
ЕС |
Остальная Европа (В т.ч. страны СНГ) |
Остальной мир (в т.ч. Африка) |
Китай |
29,9% |
21,2% |
14,5% |
13,2% |
21,1% |
Источник: ООН.
Выход на европейский рынок долгое время был целью китайских компаний, которые начали участвовать в автосалонах на континенте в начале 2000-х годов. Серия неудачных испытаний на безопасность примерно в 2007 году разрушила эти надежды.
"Честно говоря, я думал, что это навсегда", – говорит Йохен Зиберт из автомобильной консалтинговой компании JSC Automotive в Сингапуре.
Но благодаря растущей автоматизации и, как следствие, стандартизации (Goldman Sachs Group Inc. заявляет, что новые автомобильные заводы в Китае имеют самый высокий уровень использования роботов в мире) эти опасения теперь остались в прошлом. По мере улучшения качества за последнее десятилетие китайские автомобили начали проходить европейские тесты на безопасность. Жесткие ограничения Китая на загрязнение воздуха также помогли большинству его автомобилей соответствовать европейским стандартам выбросов.
"Чтобы бороться с китайцами, нам понадобятся сопоставимые структуры затрат. В качестве альтернативы Европе придется решить хотя бы частично закрыть свои границы для китайских соперников. Если Европа не хочет ставить себя в такое положение, нам нужно усерднее работать над конкурентоспособностью того, что мы делаем", – заявил 19 декабря прошлого года генеральный директор Stellantis NV Карлос Таварес, выступая перед журналистами на заводе по производству силовых агрегатов в Тремери на севере Франции.
Количество проблем в китайских автомобилях совпало со средним показателем по рынку США
|
2006 |
2008 |
2010 |
2012 |
2014 |
2016 |
2018 |
США |
124 |
118 |
109 |
102 |
116 |
105 |
93 |
Китай |
306 |
318 |
224 |
212 |
131 |
119 |
115 |
Источник: первоначальные исследования качества JD Power для Китая и США.
Примечание. На основе опросов владельцев транспортных средств в Китае и США. Данные включены до 2019 года в связи с изменением методологии в 2020 году.
По данным Евростата, в переломный год для автомобилей китайского производства экспорт в Европейский Союз вырос на 156% в 2021 году до 435 тысяч единиц. Но, по словам директора Rhodium Group Агаты Крац, быстрый рост поставок электромобилей из страны рискует спровоцировать политическую реакцию в Европейском союзе.
"Отчасти это связано с тем, что китайские компании становятся лучше, но отчасти из-за избыточных мощностей в Китае. Это будет болевая точка. Это может вызвать действительно сильную реакцию в Европе с точки зрения торговой защиты", – заявила Агата Крац.
Китай, как правило, экспортирует относительно дешевые автомобили. Согласно данным, предоставленным UN Comtrade, средняя цена экспортируемого легкового автомобиля китайского производства в 2021 году составляла около 13,7 тысяч долларов (6,1 млн тенге), что составляло примерно одну треть от стоимости немецкого автомобиля и примерно на 30% дешевле, чем цена японского автомобиля. Это означает, что китайские автомобили, скорее всего, будут представлять угрозу для более дешевых японских и южнокорейских моделей, а не для немецких марок.
Власти в Пекине, по крайней мере, на данный момент не слишком обеспокоены этой проблемой.
“Было доказано, что сила автомобильной промышленности одной страны будет окончательно проверена международным рынком”, – заявила директор по иностранным инвестициям Министерства торговли Гао Ян.
Она также добавила, что "правительство будет поощрять китайских автопроизводителей к приобретению иностранных компаний".
Между тем, продемонстрировав, что он является надежным производственным центром для крупнейших компаний отрасли, Китай лидирует в освоении следующего рубежа – электромобилей. Местные автопроизводители обнаружили, что электрическая платформа относительно проста в освоении по сравнению со сложным двигателем внутреннего сгорания.
"Переход на аккумулятор означает, что двигатель больше не является отличительной чертой чисто китайского производителя электромобилей, который продал несколько тысяч автомобилей в Европе. Технологически «это создало равные условия", – отмечает исполнительный вице-президент по зарубежным операциям Aiways Automobiles Co. Александр Клозе.
Глобальное стремление сократить выбросы углерода и спасти планету побудило Пекин поощрять производителей и покупателей электромобилей субсидиями, в то время как надежная местная цепочка поставок сделала производство электромобилей в Китае дешевле, чем где-либо еще.
Завод Tesla в Шанхае произвел в прошлом году почти 711 тысяч автомобилей, что составляет 52% мирового производства компании. Эти меры также породили десятки отечественных производителей, таких как Aiways. Многие из них едва добились успеха, но BYD, Nio и XPeng Inc. входят в число тех компаний, у которых есть потенциал проявить себя на мировой арене.
BYD, который также производит собственные аккумуляторы и чипы, является крупнейшим производителем электромобилей в стране. У него есть амбиции стать Toyota среди электромобилей для покупателей с ограниченным бюджетом в мире, и он делает ставку на то, что его собственные элементы и полупроводники помогут ему достичь этой цели.
Крупнейшим конкурентом Tesla Inc., вероятно, будет китайская компания, считает ее главный исполнительный директор Илон Маск. Отвечая на вопрос о китайских автомобильных компаниях, Илон Маск сказал, что они "работают усерднее всех и работают умнее всех", назвав их самыми конкурентоспособными в мире.
"Мы не скрываем того факта, что мы китайцы, а европейцы постепенно привыкают к тому, что продукция из Китая отличается высоким качеством", - говорит глобальный глава Lynk & Co., бренда электромобилей, принадлежащего Geely, Алан Виссер.
Сейчас у компании более 180 тысяч зарегистрированных пользователей в Европе. Geely официально объявила, что ее общий экспорт составит 190 тысяч автомобилей в 2022 году, а цель – 600 тысяч автомобилей к 2025 году.
Китайские автопроизводители прошли долгий путь, который начался с продажи всего нескольких тысяч автомобилей в середине 1980-х годов. Вплоть до 2018 года, когда Tesla было разрешено полностью владеть своим заводом в Китае, иностранным автопроизводителям приходилось заключать партнерские отношения с местными компаниями для производства в Китае. В то время как иностранные компании охраняли свои самые передовые технологии, местные игроки стали конкурентоспособными, обучаясь процессам у своих партнеров и приобретая такие бренды, как Volvo и Lotus . Быстрые темпы роста внутреннего спроса сделали Китай крупнейшим автомобильным рынком в мире в 2009 году.
В 2018 году продажи на внутреннем рынке упали впервые почти за три десятилетия, однако автомобили местного производства становились конкурентоспособными на международных рынках.
"Китайские автопроизводители увидели это и сказали: "Этот период быстрого расширения подходит к концу". Поэтому многие из них сказали: "Давайте попробуем другие рынки", – рассказывает управляющий директор консалтинговой компании Alix Partners в Шанхае и бывший сотрудник Ford Стивен Дайер.
Рост цепочки поставок в Китае также идет в ногу с производством автомобилей. Местные компании теперь производят почти все детали, в том числе те, которые они импортировали примерно десять лет назад, например, из высокопрочной стали и армированного стекловолокна. В результате в 2021 году Китай впервые получил положительное сальдо в торговле автомобилями и автозапчастями. Однако сборочные линии по-прежнему зависят от передовых машин из Японии и Германии.
"Похоже, что-то изменилось. Долгосрочная тенденция заключается в увеличении продаж китайских брендов по всему миру", – констатирует Стивен Дайер.
Ранее редакция Autoreport опубликовала обзор на автомобильную отрасль Китая. В 2022 году рынок Поднебесной оказался самым привлекательным для автопроизводителей – здесь было реализовано около 25,5 млн единиц легковых автомобилей, почти вдвое больше, чем в США, а собрано 26 млн авто – втрое больше, чем в Штатах: два млн своих автомобилей КНР в этом же году отправила на экспорт, хотя еще полвека назад Китай был безнадежным нетто-импортером авто, сначала из СССР, а затем из Японии.