В апреле кроссовер Kia Sportage занял вторую строчку в рейтинге продаж новых автомобилей, а соплатформенный Hyundai Tucson стал третьим в ТОП-10. Общие продажи двух корейских моделей составили почти 2,2 тысяч штук – это 15% от всех апрельских продаж новых автомобилей в Казахстане. Вот так, вполне уверенно продаются, пожалуй, два главных корейских кроссовера на нашем рынке. Это при том, что разброс цен, в зависимости от комплектации, составляет от 12,7 до 19,9 млн тенге по прайс-листам официальных дилеров.
Сегодняшние Sportage представляют уже пятое поколение среднеразмерного кроссовера от Kia. На мировом рынке актуальный Sportage был представлен летом 2021 года.
В Казахстане продажи модели начались в мае 2022, а в январе 2023 года модель стали выпускать в Костанае со сваркой и окраской кузова. Искать общие черты во внешности и интерьере с моделью четвертого поколения кроссовера бесполезно. Единственное, за что может "зацепиться глаз" – вертикальные воздуховоды на передней панели. В остальном – никакого визуального сходства.
Как и у автомобиля прошлого поколения, дорожный просвет у нового Sportage – 180 миллиметров. Это норма по меркам класса, как и массивные свесы спереди и сзади, которые сразу дают понять, что перед нами городской автомобиль. Хотя наличие полного привода в сочетании с высоким дорожным просветом уже само по себе часто становится главным аргументом в пользу покупки.
Интерьер, в сравнении с прошлым поколением, радует наличием дисплеев с широкой диагональю и качеством картинки, более приятными материалами отделки и хорошей шумоизоляцией. Однако обилие глянца имеет два недостатка: во-первых – всюду остаются следы пальцев после касаний, а во-вторых – на солнце блестящие поверхности часто бликуют и в некоторых ситуациях могут отвлекать. В первом случае вопрос решается наличием специальных салфеток, а во втором нужно просто привыкнуть.
Еще один элемент, к которому нужно будет привыкнуть – это блок управления климатом, на который по совместительству возложена функция управления аудиосистемой. В чем тут дело? По умолчанию на сенсорные клавиши и "крутилки" этого блока возложены функции управления климат-контролем, но с непривычки рука тянется к этим "крутилкам" чтобы увеличить или снизить громкость, например, радио, а вместо этого меняется температура климатической системы. А чтобы изменить громкость аудиосистемы или переключить радиостанцию, нужно нажать сенсорную клавишу-переключатель режимов с пиктограммой в виде стрелки. После этого остальные клавиши и те самые "крутилки" перейдут в режим управления аудиосистемой, и вот тогда все становится понятно и логично. Тут, на самом деле, есть два решения: для управления аудиосистемой использовать инструментарий мультируля, либо просто привыкнуть к переключателю на блоке климат-контроля.
В топовых версиях Sportage оснащается селектором КПП, выполненным в виде "шайбы", что на первый взгляд может показаться, скажем так, неординарным решением. По опыту обращения с "шайбами" на нескольких автомобилях можно ответственно заявить: спустя пару часов езды в городе быстро понимаешь, что "шайба" (на новых Kia, JLR) и клавиши (как на новых Hyundai) – это очень удобно в повседневном использовании. Переключения требуют минимум усилий и внимания, при этом в салоне освобождается заметное пространство, не говоря уже о том, что это просто красиво.
Новый Sportage радует наличием всевозможных ниш и кармашков в салоне, куда можно разместить смартфон/наушники/блокнот/документы и прочие принадлежности. Отсек с беспроводной зарядкой для смартфона можно прикрыть крышкой, которой не было в модели прошлого поколения. Кроме этого, в салоне есть несколько USB-разъемов, для задних пассажиров они расположены на спинках передних сидений.
Задний диван, кстати, складывается, образуя вместе с полом багажника ровную поверхность, что удобно для перевозки какой-нибудь крупной покупки типа стиральной машины или организации спального места в дальней поездке. Само багажное отделение отделано простыми материалами, но имеет правильную форму и удобно для погрузки и разгрузки багажа.
При езде на высокой скорости по автобану в салоне сохраняется акустический комфорт, в этом плане разница с предшественником и современными китайцами-одноклассниками заметна. Реакция тормозной системы на нажатие педали также заслуживает похвалы, в плане тормозной динамики Sportage проявляет себя достойно даже в сравнении с некоторыми европейскими моделями, которые с некоторых пор отсутствуют на нашем рынке.
Для нашего рынка у корейского автоконцерна предусмотрено два бензиновых двигателя объемом два и 2,5 литра для этой модели. Как показывает практика, большинство покупателей выбирают первый вариант, что косвенно свидетельствует о том, что "типовой" покупатель Sportage – городской житель. Двухлитрового мотора мощностью 150 лошадиных сил действительно хватает в повседневной городской эксплуатации. Тем, кто часто ездит по трассам больше подойдет второй вариант со 190 силами, но таких среди потенциальных покупателей корейского кроссовера меньшинство, поэтому львиная доля поставок приходится на двухлитровую версию, а машины со "старшим" мотором фигурируют в поставках спорадически.
В том, что касается работы подвески все вполне предсказуемо: машина стабильна на скоростной прямой, в затяжных поворотах присутствуют умеренные по меркам класса крены. Проезд лежачих полицейских передняя подвеска отрабатывает плавно и с минимумом шумов, а задняя подвеска в этом же упражнении издает характерный "вздох" на скоростях выше 25 километров в час. Это же, кстати, наблюдалось на машине предыдущего поколения и сегодня наблюдается на соплатформенном Tucson.
По итогу надо сказать, что в сравнении с моделью четвертой генерации, новый Sportage – следующий шаг. Простор в салоне, предсказуемость в управлении, стабильность на ровной трассе и в асфальтовой колее, акустический комфорт, понятные перспективы по обслуживаю и перепродаже, современная система мультимедиа – все это играет на пользу этой модели. Да, некоторые детали интерьера и эргономики потребуют привыкания, а глянцевые поверхности имеет смысл сразу же обклеить защитной пленкой, чтобы избежать царапин. Но корейские автомобили уже утвердились как надежная и ликвидная техника, глобальных претензий к качеству этих автомобилей нет, а сервис, расходники и запчасти на них доступны по всей стране.
Потенциальные конкуренты от европейских брендов сейчас "вне игры", японские одноклассники либо отсутствуют, либо предлагают гораздо меньше автомобиля и функционала в рамках одного бюджета. Остаются пассионарные китайцы, которые пока что во многом менее сбалансированы, с ними пока нет статистики по сервису в перспективе трех-пяти лет. Так же, как и Kia локализованный в Казахстане Equinox при прочих равных имеет более азартный характер.
Так что спрос на Sportage, как на автомобиль, знакомый рынку уже много лет, остается стабильно высоким и имеет под собой рациональную основу.