Казахстанская полиция вновь подняла вопрос низкой дисциплины водителей на дорогах. По данным Министерства внутренних дел, 90% аварий совершаются во вине автомобилистов. К тому же ежегодно на дорогах погибают более двух тысяч человек, еще порядка 20 тысяч получают травмы. Каждый год сотрудники полиции пресекают порядка 13 млн нарушений правил дорожного движения.
По словам заместителя министра внутренних дел Игоря Лепехи, в 2025 году в Казахстане на 20% увеличилось количество нарушений ПДД, которые могли повлечь за собой ДТП с тяжкими последствиями, а количество выездов на встречную полосу выросло на 16%.
Он также назвал факторы, которые не дают казахстанской полиции эффективно бороться с нарушителями.
"С 2014 года у полиции нет компетенции по остановке транспорта для профилактической работы. Водители расценивают это как "беспричинную" остановку. В результате – любой "пьяный" водитель, без документов или подросток, уверен, что его не остановят, если он будет ехать без видимых нарушений. Хотя во всех развитых странах есть практика остановки транспорта для профилактики нарушений", – заявил Игорь Лепеха на заседании Правительства.
Другим препятствием, по его словам, является нехватка штата патрульных и служебного автотранспорта. Это влияет на охват перекрытия маршрутов и выявление нарушителей. Сейчас Министерство внутренних дел прорабатывает этот вопрос с акиматами областей. Ряд регионов уже готовы увеличить штаты.
Еще одним фактором является низкое качество подготовки водителей. В 2024 году полиция запретила самостотяльное обучение. На учет взяли все автошколы, отменены бумажные свидетельства об окончании курсов и медицинские справки. Однако не все школы соответствуют требованиям, поэтому МВД предлагает внедрить их лицензирование. Сейчас этот вопрос прорабатывается совместно с депутатами Мажилиса. Параллельно, Министерство внутренних дел и Генеральная прокуратура проводят проверки.
Ранее директор Национального научного центра травматологии и ортопедии имени Батпенова Олжас Бекарисов заявил, что использование ремней безопасности во время езды снижает риск смерти при ДТП на 40-50%. К тому же повышение средней скорости всего на один километр в час увеличивает вероятность аварий с пострадавшими на 3%, а риск ДТП со смертельным исходом – на 4-5%.