22.09.2025 11:24
6 мин.

Возвращение "западных" автобрендов в Россию: как это повлияет на Казахстан

Эксперт оценил несколько вероятных сценариев.

Ербол Мухамбаев
Фото: Pixabay

В последнее время в российском информационном поле все больше новостей о возможном возвращении европейских, американских, японских и корейских автомобильных компаний на местный рынок. Тем более ряд брендов передавали свои производственные мощности российским лицам за символическую сумму, но с возможностью возвращения в течение нескольких лет. Эти сроки уже подходят.

В беседе с редакцией AutoReport директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян отметил, что для многих компаний сохраняются политические риски от возможного возвращения на российский рынок.

"Вместе с этим, даже в нынешнем состоянии российский рынок остается третьим по величине в Европе и десятым – в мире. В таких условиях бизнесу приходится балансировать между тем, чтобы оставаться бизнесом и минимизировать риски политического давления. Пока сложно утвердительно говорить о том, каким образом сложится ситуация на горизонте двух-трех лет, однако уже в скором времени закончатся сроки некоторых опционов, по которым иностранные компании передавали российские активы. Поэтому уже сейчас наблюдается повышение переговорной активности", – заявил Артур Мискарян.

Он добавил, что некоторые бренды, закрывая офисы представительств, фактически не прекращали своего присутствия на российском рынке и соблюдали все гарантийные обязательства. А ряду компаний даже удалось увеличить экономические показатели.

В случае возвращения на российский рынок, для "западных" компаний может быть несколько сценариев:

  • возвращение через китайские прокси. такая работа уже проведена некоторыми брендами. К примеру, китайская "дочка" Volkswagen – Jetta, которая уже официально представлена на российском рынке;
  • импорт нескольких ключевых моделей с ближайших рынков. К примеру, Honda, которая официально вернулась на российский рынок с кроссовером  CR-V;
  • локализация нескольких ключевых моделей на местных площадках с последующим расширением продуктовой линейки.

Эксперт отметил, что возврат доли, занятой китайскими брендами, в сжатые сроки и в полном объеме – практически невыполнимая задача в нынешних реалиях. В особенности если речь идет о конкуренции с теми китайскими брендами, которые уже в той или иной степени локализованы в России. При этом, позиция Правительства России заключается в том, что полноценное присутствие возможно только при локализации на местных заводах производства автокомпонентов и технологий. А это сопряжено с большими инвестициями.

Что касается влияния на казахстанский авторынок, то Артур Мискарян объяснил, что это будет зависеть от того, какие бренды готовы к возвращению в Россию. По его словам, если предположить, что в какой-то перспективе в России будет возобновлено производство тех брендов и моделей, которые знакомы казахстанскому потребителю, но сейчас недоступны на отечественном рынке, то вероятно, их присутствие возобновится и в Казахстане.

"Если предположить, что в Россию вернутся те бренды, которые знакомы казахстанскому потребителю и сегодня доступны для покупки у официальных дилеров, в силу того, что бизнесу удалось перенастроить каналы поставки, то ситуацию в Казахстане такой камбэк не изменит", – заявил Артур Мискарян.

Ранее Toyota Tsusho Corporation (торговая компания, входящая в Toyota Motor) официально опровергла информацию о возвращении на автомобильный рынок России. Другой японский автопроизводитель Mitsubishi официально сообщил, что не собирается возобновлять производство автомобилей на территории России.