01.04.2024 09:58
18 мин.

Что происходит на вторичном рынке Казахстана

Эксперты рассказали о трендах на рынке подержанных автомобилей.

Ербол Казистаев
Фото: pixabay.com

Подводя итоги 2023 года на автомобильном рынке Казахстана, обычно говорят о продажах новых машин, но не затрагивают подержанные. Редакция AutoReport решила исправить это упущение и обратилась к известным экспертам в автомобильной отрасли, а также к крупнейшим игрокам на рынке подержанных машин – компаниям Aster и Mycar. 

Тренды на рынке подержанных автомобилей в Казахстане

Главный редактор журнала “За рулем” в Казахстане Алексей Алексеев отмечает, что с лета 2023 года автомобили на вторичном рынке стали продаваться хуже. Дело в том, что на отечественный рынок вышло сразу несколько китайских брендов, которые готовы продавать автомобили по низким ценам. Еще одной причиной он видит последствия дефицита полупроводников в 2020-2022 годах. 

“В таких условиях сложно держать высокие цены на вторичном рынке”, – говорит Алексей Алексеев. 

С этим согласны и в команде Aster. В компании отмечают, что на рынке наблюдается тренд снижения цены на автомобили с пробегом, ведь дефицита больше нет, а, значит, ушли в прошлое проблемы, связанные с нехваткой микрочипов и сложности с логистикой.

“Люди, купившие машины в период завышенных цен, с высокой вероятностью не смогут их продать выгодно, так как реальная цена таких автомобилей гораздо ниже их ожиданий”, – говорится в сообщении Aster в ответ на запрос AutoReport.

Еще одним трендом в Aster видят рост числа участников на вторичном рынке, включая крупные компании и холдинги, так и мелких предпринимателей, а также тренд снижения уровня одобрения по автокредитам. Дело в том, что с 1 апреля 2024 года в Казахстане начинают действовать новые требования расчета коэффициента долговой нагрузки. Таким образом, круг людей, которые смогут купить автомобиль в кредит, будет сужен. 

Автомобильный эксперт Булат Омарбеков, наоборот, считает, что на вторичном рынке наблюдается тренд на рост цен на подержанные автомобили. 

“Многие покупатели предпочитают приобретать подержанные автомобили в хорошем состоянии, у того же дилера. К примеру, Astana Motors открыла гипермаркет автомобилей с пробегом MyCar, покупатель в живую оценивает автомобиль на месте, понимая, что цена там будет выше рыночной. Aster Auto давно уже сделали ставку на этот вид продаж. Приобретая у них машину, клиент получает доступ к полной истории ее технического обслуживания, что избавляет от необходимости дополнительных проверок. Также они предоставляют гарантию возврата денежных средств”, – объясняет собеседник AutoReport. 

Прямые продажи автомобилей с пробегом на портале kolesa.kz никуда не делись. Сейчас там размещено порядка 180 тысяч объявлений со всего Казахстана. Большая часть из них – автомобили старше 10 лет, говорит эксперт.

В Mycar отмечают динамику снижения цен на автомобили с пробегом в Казахстане. В 2023 году средняя стоимость снизилась на 12% с 12 млн до 10,6 млн тенге. В 2024 году этот показатель упал до девяти млн тенге. В компании считают, что причиной такого тренда стала высокая конкуренция брендов на рынке новых автомобилей, которые готовы предложить покупателям существенные скидки.

Связаны ли между собой рынки новых и подержанных автомобилей

Директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян считает, что связь между рынками подержанных и новых автомобиль четко проиллюстрировала ситуация с дефицитом в 2021-2023 годах. Либо не находя нужного автомобиля в салоне, либо не соглашаясь на длительные сроки ожидания, многие клиенты уходили на вторичный рынок за аналогичными автомобилями возрастом до трех лет. Как результат – ажиотаж и ценовой рост.

“С другой стороны, ценообразование на вторичном рынке во многом имеет стихийный характер и в значительной степени зависит от личных оценок владельца относительно состояния автомобиля и его ликвидности. На рынке новых автомобилей ценообразование зависит от маркетинговых и производственных факторов, политики бренда и главное – соотношения спроса и предложения”, – говорит Артур Мискарян.

По словам Булата Омарбекова, рост продаж новых автомобилей напрямую влияет на вторичный рынок. Также немаловажна и экономическая ситуация в стране.

Он объяснил, что в периоды экономического кризиса наблюдается парадоксальная ситуация: спрос на новые автомобили может возрастать. Это происходит из-за желания клиентов зафиксировать цены на фоне скачков курса валют, когда дилеры еще не успели скорректировать ценники. С другой стороны, подержанные автомобили становятся для людей способом получения дохода, что приводит к резкому сокращению предложения на рынке в такие периоды.

Чего ждать от рынка подержанных автомобилей в 2024 году

Из-за снижения уровня одобрения кредитов, в Aster полагают, что большую популярность получит услуга trade-in, а также увеличится срок владения автомобилем. 

“Цены падают, но пока еще не сошлись ценовые ожидания продавцов автомобилей с реальностью рынка. При снижении темпов кредитования от банков второго уровня сроки владения автомобилями увеличатся, что, как мы говорили, приведет к некоторой стабильности на рынке автомобилей с пробегом. Однако следует учесть, что динамика цен может зависеть от различных факторов, таких как изменения в экономике, политике импорта и общих тенденций в автомобильной индустрии”, – объясняют в Aster. 

В компании добавили, что меняются и предпочтения казахстанцев на вторичном рынке. Японские и американские бренды, которые ранее имели высокую остаточную стоимость и с годами дорожали, как хорошее вино, из-за ослабленного курса тенге или других причин, сейчас сменили тренд. Сейчас потребитель ориентируется на экономичность моделей, надежность и долговечность, а также приспособленность к местным условиям. Появилась большая ниша китайских брендов, которые напрямую влияют на вторичный рынок.

В Mycar прогнозируют незначительный рост рынка подержанных автомобилей в 2024 году. Также в компании отметили, что в этом году ожидают частичное восстановление объемов продаж машин по trade-in. 

"Доля сделок по trade-in в 2022 году составлял 12% от общего количества сделок, в 2023 году этот показатель снизился, и остановился на отметке в 8,3%. В 2024 году этот показатель находится на уровне 10%", – заявляют в MyCar в ответе на запрос AutoReport. 

Алексей Алексеев отмечает, что с начала 2024 года цены на многие китайские модели стали значительно ниже. Бренды из Поднебесной вступили в условия жесткой конкуренции – прежде всего с самими собой. На этом фоне вторичный рынок должен среагировать понижением цен, ведь спрос снизился еще с лета 2023 года. 

“Цены пока держатся. Думаю, к лету, когда рынок традиционно оживает, цены на вторичку могут немного снизиться. Прежде всего на корейские автомобили”, – заявил эксперт. 

Булат Омарбеков выделил два фактора, которые напрямую повлияют на вторичный рынок автомобилей в 2024 году – электромобили и продажи китайских машин в Казахстане. 

Дело в том, что с рост цен на электромобили связан с тем, что спрос на них постоянно растет, а в Казахстане предложение пока еще ограничено. При этом все больше производителей электромобилей официально выходят на отечественный рынок, поэтому бизнесменам, занимающимся “серым” импортом, придется скорректировать ценники.

“Второе – это экспансия китайского автопрома. В последнее время продажи автомобилей из Китая растут лавинообразно. Если раньше эти машины были редкостью на дорогах, то сейчас их можно встретить во всех уголках Казахстана. Это привело к резкому увеличению стоимости популярных марок из Китая, таких как Geely, BYD, Chery, Changan и так далее, что неизбежно приведет к росту цен на автомобили с пробегом”, – считает Булат Омарбеков. 

Артур Мискарян полагает, что в 2024 году не стоит ждать роста цен на автомобили с пробегом. По его словам, во второй половине 2023 года ценники на подержанные машины стабилизировались из-за окончания дефицита новых автомобилей. Эта же тенденция сохранится и в 2024 году.

Какие автомобили больше других теряют в стоимости

По словам Булата Омарбекова, европейские автомобили обычно имеют более высокую и быструю потерю стоимости в первые годы эксплуатации. После первых нескольких лет потеря стоимости снижается, но остается значительной. У японских автомобилей ситуация получше –  они обычно имеют меньшую потерю стоимости в первые годы эксплуатации по сравнению с европейскими автомобилями и лучше сохраняют свою стоимость после пробега в 50 тысяч километров. 

А автомобили корейских брендов также имеют относительно низкую потерю стоимости в первые годы эксплуатации. Однако, их стоимость может немного снижаться после пробега в 50 тысяч километров. Китайские автомобили обычно имеют самую высокую потерю стоимости среди всех перечисленных брендов. Они могут быстро терять свою стоимость как после покупки, так и при пробеге в 50 тысяч километров. 

Артур Мискарян считает, что японские и корейские бренды меньше других теряют в стоимости и более ликвидны для последующей перепродажи. Если говорить о машинах европейских брендов, то это более нишевый и технологически сложный товар. К тому же в последнее время изменились цены на эти автомобили, так как европейские компании ушли с российского, а впоследствии, и с казахстанского, рынков.

Что касается китайских автомобилей, надо сказать, что большинство из них присутствует в Казахстане только два года. По этой причине пока сложно давать оценки ликвидности и надежности, потребители и рынок пока только изучают эту технику.

С этим согласен и Алексей Алексеев. Он считает, что китайские автомобили пока сложно оценивать, но в ближайшем будущем машины из Поднебесной будут сильно терять в стоимости. К слову, на его взгляд, больше всего ценник на вторичном рынке падает у германских и корейских машин