23.12.2023 16:45
12 мин.

ChatGPT подвел итоги 2023 года в автомобильной отрасли Казахстана

Искусственный интеллект назвал основные тренды 2023 года в Казахстане.

Ербол Казистаев
Фото: DALL-E

Редакция AutoReport обратилась к искусственному интеллекту для подведения итогов 2023 года в автомобильной отрасли Казахстана. ChatGPT назвал главные события, проанализировав доступную в интернете информацию. 

Рост производства автомобилей 

С января по октябрь 2023 года в Казахстане выпущено 123 948 единиц транспортных средств, что на 40,2% больше нежели за аналогичный период прошлого года. Основной объем продолжают обеспечивать легковые автомобили – 112 840 едиинц (+40,5% к январю-октябрю 2022 года). Выросли на 23,7% объемы производства грузовой техники – 7 506 единиц. Кроме того выпущено 2 234 автобуса (+136,4%), 954 прицепов и полуприцепов и 414 единиц прочей специализированной техники.

По итогам десяти месяцев 2023 года в Костанае (Allur) произведено 74 885 единиц техники (+38,4%). В Алматы (Hyundai Trans Kazakhstan, Hyundai Trans Almaty) выпущено 42 269 (+42,2%) легковых и коммерческих автомобилей. В Семее (СемАЗ, Daewoo Bus Kazakhstan) – 3 333 единиц коммерческой техники (+66,7%). В Карагандинской области (QazTehna) – 1 218 единиц техники (+322,9%). В Кокшетау (КАМАЗ-Инжиниринг) произвел 991 единиц коммерческой техники (-1,0%).

Инвестиции от Kia Corporation 

Kia Corporation объявила о планах инвестировать 90 млрд тенге в строительство нового завода в Костанае. Этот шаг рассматривается как значительное событие для автомобильной промышленности страны. Планируется, что новый завод начнет полный цикл производства в 2025 году, площадь завода составит более 85 тысяч квадратных метров, и будут созданы около 1 500 рабочих мест. Это решение подчеркивает динамичное сотрудничество между Казахстаном и Южной Кореей​​.

В ноябре 2023 года стартовало строительство завода Kia в Костанае. Производственные мощности предприятия составят 70 тысяч автомобилей ежегодно. Завершение строительных работ ожидается в 2024 году, после чего начнется установка необходимого оборудования.

Рост автомобильного рынка

Автомобильный рынок показал рекордный рост. Казахстанцы все больше готовы приобретать новые машины, поэтому наблюдается рост спроса на бюджетные автомобили стоимостью 10-11 млн тенге. А средняя цена на машины в Казахстане в 2023 году снизилась до 14,8 млн тенге. Также на рынке выросли продажи китайских автомобильных брендов, чья доля в общей структуре продаж составила около 30-32% к концу года.

С января по ноябрь 2023 года в Казахстане продано 175 255 новых транспортных средств. Лидерами продаж стали Chevrolet, Hyundai и Kia.

Расширение платных участков дорог

По планам Министерства транспорта Казахстана, доля платных участков дорог увеличится на 1,2 тысячи километров в следующем году. К 2029 году ожидается, что платная система охватит 11 тысяч километров дорог. Это направлено на сбор средств с транзитных транспортных средств, при этом для отечественных перевозчиков предусмотрена абонентская плата.

Согласно этой системе, транспортные средства I класса (легковые) освобождены от оплаты, в то время как плата будет взиматься для транспортных средств классов II-VI в зависимости от их характеристик и расстояния:

  • I класс (легковые) – освобождены от оплаты;
  • II класс ТС (автобусы до 16 мест и грузовики от 1 до 2,5 тонн) – пять тенге за километр;
  • III класс ТС (автобусы до 32 мест и грузовики до 5,5 тонн) – 10 тенге за километр;
  • IV класс (автобусы свыше 32 мест и грузовики до 10 тонн) – 15 тенге за километр;
  • V класс ТС (грузовики от 10 до 15 тонн) – 20 тенге за километр;
  • VI класс ТС (грузовики от 15 до 25 тонн) – 25 тенге за километр.

Также предусмотрены льготные абонементы на месяц и год для различных категорий транспорта.

Обновление автопарка автобусов

В 2023 году автопарк Казахстана пополнился 1 235 новыми автобусами. Это часть работы Министерства транспорта и Фонда развития промышленности по обновлению парка общественного транспорта в различных регионах страны.

В текущем году автобусный парк обновлен в следующих городах и регионах:

  • Алматы – 17 автобусов;
  • Астана – 259 автобусов;
  • Шымкент – 25 автобусов;
  • Карагандинская область – 44 автобуса;
  • Актюбинская область – 109 автобусов;
  • Павлодарская область – 241 автобус;
  • Восточно-Казахстанская область – 44 автобуса;
  • Акмолинская область – три автобуса;
  • Алматинская область – 36 автобусов;
  • Атырауская область – 62 автобуса;
  • область Жетісу – два автобуса;
  • Западно-Казахстанская область – 29 автобуса;
  • Костанайская область – 57 автобуса;
  • Кызылординская область – 130 автобусов;
  • Мангистауская область – 52 автобуса;
  • Северо-Казахстанская область – 33 автобуса;
  • Туркестанская область – 89 автобусов;
  • область Абай – три автобуса.

Расширение дилерской сети BYD 

В 2023 году компания Astana Motors продемонстрировала активное развитие в нескольких ключевых направлениях: Компания стала официальным дистрибьютором автомобилей BYD в Казахстане и планирует представить на отечественном рынке различные модели электромобилей бренда. В первом квартале 2024 года начнут работу первые выставочные шоурумы BYD в автоцентрах Mycar Astana и Mycar Almaty, а флагманские автоцентры BYD откроют в Астане и Алматы в четвертом квартале 2024 года​. С 2025 года бренд будет представлен по всей стране.

В начале 2024 года Astana Motors начнет поставки в Казахстан полноразмерного электрического представительского седана Han с запасом хода 715 километров с передним приводом и 610 километров с полным приводом, а также среднеразмерного кроссовера Song Plus нового поколения с запасом хода до 605 километров с передним приводом. На лето 2024 года намечен выход на рынок Казахстана подзаряжаемого гибридного кроссовера с запасом хода в комбинированном режиме до 1 100 километров.

Причем ко второму полугодию 2024 года ожидается, что в автомобили BYD установят интерфейс на казахском языке.