Автокредитование в Казахстане стало самым быстрорастущим сегментом розничного рынка

Обзор рынка автокредитования в 2025 году.

Дания Ахметова
Автокредитование в Казахстане стало самым быстрорастущим сегментом розничного рынка
Фото: Ассоциация финансистов Казахстана

С начала 2025 года в Казахстане наблюдается значительный рост количества заявок на получение автокредита. В Ассоциации финансистов Казахстана рассказали о состоянии данного сегмента розничного кредитования.

Рост количества заявок во многом обусловлен тем, что автосегмент остается одним из наиболее чувствительных к улучшению условий кредитования. Банки и автодилеры активно продвигают акционные продукты и расширяют линейку программ, тогда как для заемщиков автомобиль все чаще становится не только средством передвижения, но и инструментом заработка – для работы в сервисах доставки, такси и малого бизнеса. Это формирует устойчивый спрос даже в условиях общего ужесточения финансовых условий в системе.

"Высокий поток заявок напрямую отразился на фактической выдаче: автокредитование стало лидером по приросту выдачи новых кредитов среди всех сегментов розничного кредитования, ускорившись до 47% против 35% годом ранее", – говорится в отчете Ассоциации финансистов Казахстана.

Рост выдач поддержан сочетанием структурных и краткосрочных факторов: расширением продуктовой линейки, активными маркетинговыми акциями, акционными ставками, увеличением платежеспособного спроса (выросла доля одобрений) и послаблениями в расчете коэффициента долговой нагрузки (КДН), что облегчило доступ к заемным средствам для части клиентов. На этом фоне доля автомобилей, купленных в кредит, поднялась почти в два раза, с 38% до 66%.

В то же время средневзвешенная ставка по автокредитам активно снижалась в первую половину года, но после стала быстро возвращаться к уровням на начало года на фоне завершения отдельных маркетинговых акций, роста стоимости фондирования и общего повышения ставок в системе.

Доля одобрений по заявкам умеренно улучшилась – с 16,5% до 17,5% под влиянием роста зарплат (+11,3%) и занятости (+103 тысяч), что могло улучшить платежеспособность части заёмщиков и повысить их соответствие скоринговым требованиям банков.

Однако этот показатель все еще значительно ниже среднего уровня по розничному кредитованию (27,1%), что может объясняться более строгими критериями отбора в автосегменте: большими суммами займов, длительными сроками, сохранением консервативного риск-аппетита в условиях ужесточения денежно-кредитной политики.

Отметим, что доля просроченной задолженности по автокредитам (3,3%) остается ниже среднего уровня по розничному кредитованию (4,0%). Это отражает более качественный состав заёмщиков в автосегменте и залоговую природу продукта, которая дисциплинирует обслуживание долга и снижает вероятность дефолта.

Дополнительную поддержку автокредитованию оказывает производственный фактор. Выпуск автомобилей в стране за январь-сентябрь 2025 года увеличился до 106,7 тысяч единиц (91 тысяч за январь-сентябрь 2024 года). В результате доля произведенных в Казахстане авто в общем количестве зарегистрированных машин выросла до 11% с 6% ранее.

Тем не менее рынок подходит к развороту цикла, что уже отразилось на стоимости займов и объемах выдач. В IV квартале 2025 года ожидается замедление спроса на автокредиты из-за ужесточения денежно-кредитной политики, введения новых регуляторных ограничений, а также исчерпания льготного ввоза отдельных категорий авто (электромобилей).

"В августе-сентябре появились первые признаки охлаждения: ставки по автокредитам начали расти (на 3,5-4,1 п.п.) вслед за удорожанием фондирования и завершением маркетинговых программ, а темпы новых выдач – снижаться (на 14–17%). Это первые признаки того, что сегмент достиг локального пика, и дальнейшая динамика может определяться уже не столько стимулирующими факторами, сколько ограничениями со стороны денежно-кредитной и макропруденциальной политик", – говорится в отчете Ассоциации финансистов Казахстана.

В IV квартале 2025 года ожидается снижение спроса: повышение базовой ставки и ужесточение регуляторных требований будут сдерживать спрос и усиливать требования банков к заёмщикам. На этом фоне автокредитование может продолжить расти, но уже более умеренными темпами, вступая в фазу более равномерного роста после периода ускоренного расширения. Дополнительное охлаждение в этом сегменте может наблюдаться за счет удовлетворения части потребительского спроса в рамках новой программы автолизинга.

Напомним, что с 1 декабря 2025 года в Казахстане стал доступен инструмент лизинга легковых автомобилей для физических лиц.