20.01.2024 17:16
18 мин.

Чем руководствуются казахстанцы при покупке автомобиля – исследование

Аналитики опросили более тысячи казахстанцев с разных регионов.

Ербол Мухамбаев
Фото: pixabay.com

Аналитики компании Freedom Finance Global опросили 1 021 казахстанцев старше 18 лет, имеющих опыт вождения, и выяснили их восприятие отечественного автомобильного рынка. Опрос прошел в конце 2023 года. В Freedom Finance Global заявляют, что выборка является репрезентативной, а процент погрешности не превышает 3,07%.

Превалирующая часть опрошенных проживает в городской местности (89,7%). Соотношение мужчин и женщин – шесть к четырем. В зависимости от возраста респонденты распределились в следующих пропорциях: 35-50 лет – 63,6%, 24-34 года – 23%, старше 55 лет – 10,3%, и самая немногочисленная возрастная категория – молодежь от 18 до 24 лет – 3,1%. 76,7% опрошенных женаты или замужем и проживают в семьях, состоящих в среднем из четырех человек. 

Легковые автомобили в собственности семьи

Подавляющее большинство участников опроса имеют в собственности семьи один (82,9%) или два автомобиля (15,8%). Тремя и более легковыми машинами владеют лишь 1,4% опрошенных.

В разрезе по возрастам реже всего владеет только одним авто самая молодая возрастная группа: 18 лет – 24 года (65,6%). При этом именно она в сравнении с представителями других возрастных групп имеет самый высокий процент владения тремя и более автомобилями (9,4%).

Владельцами одного автомобиля преимущественно являются жители Алматы (86,5% против 75% в Шымкенте и 72,8% – в Астане). В разрезе по половой принадлежности одним авто владеют 85,3% опрошенных мужчин и 79,2% женщин. Два автомобиля чаще всего встречаются в собственности у жителей столицы и Шымкента (24,7% и 25% соответственно). Самая высокодоходная категория автовладельцев (те, кто могут позволить себе без труда купить достаточно дорогостоящие вещи, такие как автомобиль, квартиру, дачу и многое другое) в 27,9% владеет двумя машинами.

В топ-5 популярных марок автомобилей у казахстанцев входят Toyota (13,8%), Lada (11,4%), Volkswagen (8,8%) и корейские автобренды KIA (7,8%) и Hyundai (7,1%). Toyota чаще всего предпочитают жители городов. На ее долю приходится практически каждый седьмой автомобиль в городской местности (15,1%). В Алматы этот показатель и вовсе равен 27% (против 13,6% у астанчан и 6,3% – у жителей Шымкента). В селах же доля этого автобренда составляет лишь 2,9%.

Маркой Lada, наоборот, чаще всего владеют жители сельской местности (21% против 10,3% – у горожан). Она также самая популярная у возрастной категории 55 лет и старше (18,1% против 11,4% в среднем у остальных). Среди мужчин данный автомобиль предпочитают 12,9% респондентов, среди женщин – 9,1%.

Наиболее популярная марка авто среди жителей столицы – Hyundai.

Возрастная структура парка легковых автомобилей в Казахстане свидетельствует о превалировании устаревшего транспорта. Так, доля автомобилей старше 20 лет составила 35,6%, от 10 до 20 лет – 26,4%, от семи до 10 лет – 16,8%. Почти половина "легковушек" в возрасте более 20 лет приходится на сельскую местность (49,5% против 34% – в городах), а также на респондентов с низким (44,3%) и средним (44,4%) доходом.

Больше половины автомобилей респондентов куплены в период с 2016 по 2022 годы (58,9%), при этом чаще всего они приобретали подержанные авто (73,6% против 26,4% новых авто).

Каждый четвертый участник опроса купил автомобиль в специализированных официальных дилерских центрах (24,8%) или на рынке вторичных автомобилей по месту жительства (23%). Каждый пятый опрошенный использует для покупки авто специализированные онлайн-площадки по типу Kolesa.kz, Mycar.kz и так далее

Реже всего казахстанцы приобретают машины в частных шоурумах автомобилей с пробегом (1,4%), отделах Trade-in официальных дилеров (2,1%) и у частных компаний, которые доставляют автомобили из другой страны (3,7%).

Автокредитование

Большинство автовладельцев (67,8%) приобрели машину, оплатив сразу всю стоимость покупки. Услугами кредитования воспользовались 29,7% опрошенных. Основными факторами, влияющими на способ покупки авто, являются возраст и доход опрошенных. Так, чем старше респондент или чем выше у него доход, тем чаще он покупает автомобиль за полную стоимость. При этом чем моложе опрошенный или чем ниже у него доход, тем чаще пользуется кредитом.

Среди тех, кто приобретал автомобиль в кредит, большинство делали это без первоначального взноса (26,7%). У трети опрошенных он составлял до 20% от стоимости автомобиля. Каждый десятый покупатель авто в кредит внес больше половины суммы в качестве первоначального взноса. Причем мужчин среди них было значительно больше, чем женщин (14,6% против 6,1%).

Две трети опрошенных оформляли кредит на покупку авто по процентной ставке от 11 до 20% (39,7%) и от 21 до 30% (26,7%). Примечательно то, что количество кредитов с процентной ставкой от 31% до 50% примерно равно количеству со ставкой 6-10% и до 5%.

Большая часть респондентов оформляла кредит для покупки автомобиля сроком от трех до пяти лет (37%), при этом чаще всего такой срок кредитования встречается среди русскоязычных опрошенных (38,8% против 20% – у казахоязычных) и тех, кто имеет детей (41,5% против 28,2% – у бездетных). Чуть менее трети опрошенных брали кредит на срок от одного года до трех лет (31,4%), а почти каждый четвертый – от пяти до семи лет (23,8%). Меньше всего респонденты оформляли заем на минимальный срок до одного года (5,6%).

Более половины заемщиков погасили автокредиты досрочно или в срок (54,2%). Выполнили свои обязательства, но с просрочкой 2,6% респондентов.

Чуть более трети заемщиков, которые все еще платят за кредит, планируют закрыть его в срок (34,6%). 16,2% автовладельцев настроены оптимистично и надеются погасить его досрочно.

Почти половина респондентов, имеющих автокредит (47,7%), испытывает трудности с его погашением. Среди них 24,6% опрошенных приходится экономить, а 15,4% – больше работать и подрабатывать. Не могут выплачивать вовремя 5,4% автовладельцев.

Trade-in

Подавляющее большинство участников опроса не пользовались услугой trade-in при покупке автомобиля (79,8%). Каждому десятому опрошенному данная услуга не требовалась, поскольку это был первый автомобиль респондента (10,8%). Воспользовались Trade-in всего 7,6% автовладельцев.

Среди тех, кто воспользовался старым автомобилем при приобретении нового, в сравнении со средним по массиву данных, было значимо больше респондентов в возрасте от 18 до 24 лет (59,4% против 79,8%), от 25 до 34 лет (72,8% против 79,8%) и жителей города Алматы (71,6% против 81,5%). Не воспользовались услугой trade-in из-за того, что приобретаемый автомобиль был первым, значимо чаще женщины, чем мужчины (13,2% против 9,1%).

24,3% опрошенных не выбрали trade-in, поскольку самостоятельно смогли продать свой автомобиль дороже, причем такие значимо чаще встречались среди городского населения (25,4% против 14,9% – у сельчан) и мужчин (26,9% против 20,1% – у женщин).

Ничего не знали о такой услуге или владели недостаточной информацией 17,7% опрошенных. Не получили услугу от дилеров, у которых планировали приобрести автомобиль, еще 4,3% опрошенных. Причем среди тех, кто не получил такого предложения от дилера, значимо чаще были бездетные респонденты (6,4% против 3,1% тех, у кого есть дети) и самая возрастная категория автовладельцев – 55 лет и старше (9,9% против 4,3% в среднем по массиву данных). Оценка стоимости автомобиля со стороны услугодателя вызвала недоверие у 14,4% опрошенных, причем значимо больше среди них было мужчин, чем женщин (17,8% против 8,9%). Доля тех, кто не воспользовался услугой из-за того, что уже нашел покупателя автомобиля, или тех, у которых машина не подходила под такую программу в силу невостребованности, возраста и т. д., примерно одинаковая: 11,5% и 9,9% соответственно.

Критерии выбора автомобиля

По типу кузова, седан (46,4%), кроссовер (20,8%) и хетчбэк (13%) – наиболее распространенные автомобили по типу кузова, имеющиеся во владении у казахстанцев. Следует отметить значимо высокий показатель наличия седанов – у большинства молодежи в возрасте от 18 до 24 лет (65,6%) и у людей среднего возраста (от 35 до 54 лет) – 43,6%. Однако предпочтение респондентов среднего возраста (от 35 до 54 лет) кроссоверам (23,9%) фиксируется значимо выше, чем у остальных возрастных групп среди участников исследования.

Внедорожники значимо чаще распространены среди автовладельцев, которые проживают в Алматы (13,5%), и тех, кто не имеет детей младше 18 лет (10,9%).

По типу топлива весьма популярны автомобили с бензиновым двигателем. Среди участников исследования их доля составляет 90,3%. Менее популярными являются бензиновый турбированный (4,4%) и дизельный (2%) типы двигателей.

Автомобили на бензине значимо чаще встречаются среди респондентов с высоким уровнем дохода, которые могут позволить себе приобрести движимое и недвижимое имущество (95,6%).

Стоит отметить популярность автомобилей с дизельным типом двигателя у тех, кто испытывает финансовые сложности и с трудом может позволить себе приобрести продукты питания (13,3%).

Причины покупки

Наиболее распространенные причины покупки автомобиля среди участников исследования – это покупка первой машины (26,8%), плановая замена (20,2%), приобретение автомобиля в улучшенной версии с большим количеством функций (13,8%).

Одна восьмая часть респондентов (12,4%) вынуждены были приобрести автомобиль для рабочих целей. Чуть меньше участников (10,3%) имели отложенные средства на авто и купили его без особой нужды. Те, кто испытывал нужду в покупке автомобиля по семейным причинам, составили 10,1% от всех участников исследования.

Говоря о причинах покупки текущего автомобиля в разрезе материального положения респондентов, стоит отметить значимо большее количество желающих приобрести автомобиль с улучшенным набором функций (лучшая комплектация/более продвинутые опции) у участников, которым довольно проблематично приобретать такие товары длительного пользования, как бытовая техника, мебель и прочее (15,3%). 13,4% людей из данной группы чаще остальных категорий респондентов испытывали необходимость в покупке авто из-за изменения количества членов семьи, например, в связи с рождением ребенка.

Плановую замену автомобиля значимо чаще проводят люди, которые не испытывают никаких финансовых трудностей (32,4%). Также они приобретали автомобиль без ущерба семейному бюджету, имея накопления, с учетом улучшения материального статуса (17,6%). Среди всех групп по уровню финансовой обеспеченности несколько чаще встречаются люди, у которых отсутствуют финансовые сложности, обращающие внимание на программы, trade-in и скидки (5,9%).

Среди тех, кто может позволить себе приобрести товары длительного пользования, зафиксирован значимо высокий показатель такой причины покупки текущего автомобиля, как улучшение материального положения и увеличение дохода (11,6%).

Интересно то, что участники исследования, кому недостаточно средств для покупки одежды, значимо чаще приобретают автомобиль из-за роста числа водителей в домохозяйстве (7,1%), чем в группах с другим уровнем дохода.

Больше половины респондентов (62,7%) ответили, что им удалось купить автомобиль по запланированной стоимости.

18,1% респондентов приобрели более дешевую машину, чем они планировали изначально. Причем среди них чаще встречаются жители сельской местности (31,4%).

Покупка более дешевого автомобиля

Главной причиной, по которой респонденты выбрали более дешевую машину, чем планировали ранее, стал рост цен на авто. Так ответили 45,9% опрошенных, из них 59,6% – это респонденты в возрасте от 25 до 34 лет.

16,2% опрошенных сделали выбор в пользу более дешевого авто из-за того, что ставки по кредитам значительно выросли, и кредит стал им не по карману. Чуть меньшему количеству участников (14,6%) не удалось получить кредит из-за отказа со стороны банков.

Покупка более дорого автомобиля

Опрошенные, которым удалось купить более дорогой автомобиль, нежели они планировали изначально, отметили, что пересмотрели свой выбор благодаря кредиту (32,1%). Еще одна популярная причина – покупка в качестве инвестиций, чтобы инфляция не "съела" сбережения (30,1%).

Почти каждый четвертый владелец, купивший более дорогой автомобиль, ответил, что сделал это из-за привлекательных скидок, которые предлагали автодилеры (17,9%), а у каждого десятого были на то другие причины (11,5%). Затруднились с ответом 15,4% опрошенных.

Планирование покупки автомобиля

Чуть более половины опрошенных планируют приобрести автомобиль в течение ближайших двух лет, при этом 20,5% из них собираются это сделать в ближайший год.

Среди тех, кто хочет купить машину в ближайший год, значимо чаще встречаются казахоязычные опрошенные (38,6% против 19,1% – у русскоязычных и 20,5% в среднем по массиву данных) и респонденты в возрасте от 25 до 34 лет (27,7% в сравнении с респондентами от 35 лет и старше).

Следует также отметить линейную зависимость между доходами опрошенных и их планами на покупку легкового автомобиля. Так, с увеличением доходов автовладельцев увеличивается доля тех, кто планирует купить машину в ближайший год. Четверть респондентов собирается приобрести легковой автомобиль через три-пять лет, большая часть из них через три-четыре года (16,8%). Следует отметить, что среди тех, кто планирует покупку авто через пять лет, значимо чаще встречаются самые высокодоходные респонденты (17,6% против 7,5% в среднем по массиву данных).

Среди опрошенных 14,8% не собираются покупать машину, при этом среди них чаще встречаются русскоязычные респонденты (15,7% против 2,9% – у казахоязычных) и автовладельцы от 55 лет и старше (22,9% против 14,8% в среднем по массиву данных).

Тип двигателя

По типу двигателя наиболее востребованны автомобили на бензине – 72,5% опрошенных рассматривают для себя возможность покупки именно такого авто. 11,4% респондентов планируют приобрести машину с гибридным типом двигателя (бензиновый + электродвигатель). Электродвигатель в чистом виде интересен на данный момент только 3,1% участников исследования.

Тех, кто отдает предпочтение турбированным типам двигателя, больше всего в Шымкенте (17,5%).

Востребованность типов двигателя в разрезе половой принадлежности и возрастных групп примечательна долей тех, кто отдает предпочтение турбированным двигателям, а также тех, кто рассматривает для себя возможность приобретения электрокара. Турбированный двигатель чаще выбирают респонденты самой молодой возрастной группы – от 18 до 24 лет (10,7%). Возможность покупки электрокара допускают чаще респонденты старшей возрастной группы (старше 55 лет) – 7,4%, а также мужская аудитория исследования – 4,2%.

Страна-производитель

Автомобили японского производства на сегодняшний день прочно удерживают первое место – 30,1% опрошенных отдают им предпочтение при планировании покупки нового авто.

В число предпочтительных стран-производителей входят также Германия (17,2%), Корея (15,6%) и Китай (13,1%). Количество затруднившихся ответить (13,4%) напрямую указывает на то, что существует довольно большая доля потенциальных покупателей, выбор которых еще полностью не сформирован.

Примечательно, что молодежь (от 18 до 24 лет) отдает предпочтение немецкому автопрому (35,7%), а возрастная группа старше 55 лет – китайскому (23,5%). Казахстанский автопром интересен небольшим группам: мужской аудитории (2,3%), респондентам младшей и средней возрастных групп (от 18 до 24 лет – 3,6%, от 25 до 34 лет – 3,4%).

Первичный/вторичный авторынок

Почти половина опрошенных респондентов (48,5%) предпочли бы купить новый автомобиль. Подержанную машину приобрели бы 31,8% участников опроса. Доля затруднившихся с ответом также демонстрирует высокий процент тех, кто на данный момент может быть подвижен в своем выборе.

Предпочтение новому автомобилю чаще отдают респонденты, в семье которых постоянно проживают четыре человека (58,2%), а также респонденты с ученой степенью (67,3%).

Тип кузова

Наиболее востребованный тип кузова по результатам опроса – городской кроссовер (паркетник) – 33,2% опрошенных рассматривают для себя приобретение именно такого варианта. Тут можно проследить за сменой тенденций – ранее кроссовер был на втором месте среди авто, имеющихся во владении у населения.

В первую тройку вошли также седан – 27,5% и внедорожник – 18,4%. Седану отдают предпочтение респонденты младшей (от 18 до 24 лет) – 64,3% и средней (от 25 до 34 лет) – 35,7% возрастных групп, а также жители Шымкента, которые в сравнении с другими жителями "столичных" городов чаще выбирают машины этого класса (кроссовер – 15,8%, седан – 42,1%, внедорожник – 28,1%).

Целевая аудитория кроссоверов: люди среднего (от 35 до 54 лет) и старшего (выше 55) возраста – 35,4% и 43,2% соответственно.

Заметно, как с увеличением возраста респондента меняются его предпочтения в планируемых покупках: если в группе 18-24 года преобладают седаны (64,3%), то к 35–54 годам их доля снижается до 23,6%, уступая кроссоверам (35,4%). У респондентов старшего поколения (выше 55 лет) эта тенденция выражена еще ярче. Примечательно, что молодежь при планировании покупки авто практически не рассматривает внедорожники. Здесь, возможно, сказывается фактор цены – внедорожники являются наиболее дорогой категорией авто.

Ни при каких обстоятельствах большинство респондентов не купили бы себе микрокар – 73,7% и кабриолет – 59,5%. Против пикапа выступили 22,1% опрошенных. Интересно и закономерно, что противников микрокаров больше среди мужчин (77,5% относительно 67,9% женщин), а противников пикапов больше среди женщин (26,4% относительно 19,2% у мужчин).

Варианты места покупки автомобилей

Почти половина опрошенных (48%) предпочитают совершить покупку нового автомобиля через специализированный официальный дилерский центр. Второй по популярности вариант (29,9%) – воспользоваться онлайн-площадкой по типу Kolesa.kz, Mycar.kz и так далее.

Рынок вторичных автомобилей по месту проживания также пользуется спросом у потенциальных покупателей – 27,5% допускают возможность приобретения легкового автомобиля именно там.

Отделы trade-in официальных дилеров не вошли в первую тройку по популярности, однако почти четверть опрошенных (23,1%) предпочли бы воспользоваться данной услугой, чтобы приобрести автомобиль.

Источники информации

Личные рекомендации все еще являются самой распространенной практикой – на отзывы друзей и знакомых при выборе легкового автомобиля полагаются 43,3% респондентов. Особенно актуальным данный источник информации является для самой молодой возрастной категории – от 18 до 24 лет (50%).

39,8% участников исследования при выборе легкового автомобиля изучают видеообзоры в интернете, причем доля мужской аудитории превышает женскую (мужчины – 43,1%, женщины – 34,8%). Также данный источник информации пользуется популярностью больше у городского населения (40,9%), нежели у сельского (29,5%).

Сайты автопроизводителей являются важным информационным источником для 31,6% опрошенных. Таким путем предпочитают искать информацию в основном респонденты старше 55 лет (40%).

Знание онлайн-площадок

Самыми известными онлайн-площадками по продаже автомобилей являются Kolesa.kz и Olx.kz (раздел "Легковые автомобили") – 98,3% и 88,6% респондентов соответственно декларируют знание данных сайтов. Причем высокая узнаваемость площадки Kolesa.kz наблюдается среди всех групп респондентов, вне зависимости от возраста, пола, уровня дохода или места проживания.

Доверие к онлайн-площадкам

Самый высокий уровень доверия участники исследования демонстрируют в отношении онлайн-площадки Kolesa.kz – 78% опрошенных доверяют информации с данного сайта, еще 20% относятся к ней нейтрально.

Также высокий уровень доверия зафиксирован в отношении площадок Aster.kz (40,9% доверяют, 45% относятся нейтрально) и Mycar.kz (40,5% доверяют, 47,4% относятся нейтрально).

Возглавляет антирейтинг площадка Cataloxy-kz.ru (19,7% опрошенных не доверяют информации на данном сайте), затем следуют Salexy.kz (15% не доверяют) и Olx.kz (13,4% не доверяют).