03.04.2023 16:21
0 мин.

Доля импорта китайских автомобилей в Казахстане стремительно растет

Директор Агентства мониторинга и анализа авторынка (АМААР) Артур Мискарян об итогах 2022 года, а также особенностях и тенденциях на казахстанском рынке в 2023 году.

Фото: личный архив Артура Мискарян

За прошлый год казахстанские автодилеры реализовали 124 тысячи новых автомобилей, по этому показателю рынок вырос на 5%. Еще 16 тысяч было завезено серыми дилерами и частными лицами. Итого почти 140 тысяч новых автомобилей и рост на 7% к уровню прошлого года. Таким образом, при всех сложностях, к которым стоит отнести дефицит товарных машин на мировом рынке, сокращением поставок из России и частотой смены правил перемещения товаров через границу со стороны Китая, можно констатировать – рынок завершил год с позитивными итогами.

Из крупных событий можно отметить начало работы шинного завода в Сарани, начало строительства мультибрендового автозавода в Алматы, а также запуск сварочной и окрасочной линий двух моделей в Костанае. За год открылись десятки новых автосалонов в разных регионах, многие строятся и ждут своего открытия. Да, многим пришлось переориентироваться: одним – в сжатые сроки переключится на работу с другим брендом, часто китайским, другим – перейти на продажи подержанных автомобилей. Таковы вкратце итоги 2022 года.

В этом году рынок показал хороший старт. Что показательно: среднемесячный уровень продаж в прошлом году – 10,3 тысяч машин. Лучшие результаты в ноябре и декабре: 12,2 и 13,8 тысяч соответственно. Так вот, в январе и феврале этого года казахстанцы забрали в автосалонах 10,5 и 13,1 тысяч новых машин. Хотя в силу сезонности рынка, январь и февраль – это "тихие" месяцы. С начала года на рынке представлено несколько новых моделей, открываются новые автосалоны, представлен новый бренд и ещ е несколько будет представлено в течение года.

Каких результатов стоит ждать в этом году?

Мировой рынок пребывает в состоянии стабильно высокого спроса, а объем и структура продаж в большей степени определяются возможностями производителей и дилеров, чем потребительскими предпочтениями. В Казахстане сохраняется рост производства, в прошлом году был поставлен рекорд – казахстанские предприятия выпустили 114 тысяч единиц техники разных видов, что на 20% больше, чем годом ранее. Многие участники рынка занимаются увеличением производственных и торговых мощностей, в револьверном режиме продолжает работу программа льготного автокредитования.

Однако если раньше рост обеспечивался за счет моделей, локализованных в Казахстане и импортируемых из России, на долю последних приходилось до 30% рынка, то теперь ситуация несколько иная. По-прежнему сохраняется высокий спрос на технику казахстанского производства, но при этом заметно растет доля импорта из Китая. Как правило, все обсуждения !нашествия китайских автомобилей! сводятся к технике, собственно, китайских брендов. Но у этого явления есть и другая сторона: в Китае локализовано множество европейских брендов, один из примеров – Volkswagen. Так вот китайские Volkswagen уже поставляются на наш рынок некоторыми игроками в разных регионах. Тут есть свои нюансы. На доставку и таможенное оформление машины уходит 2,5-3 месяца, казахстанские игроки рассказывают, что !китайцы реально каждую неделю меняют правила на границе!. Что касается расходных материалов для "китайских европейцев" – с ними нет никаких проблем в силу того, что фильтры, колодки, прокладки и прочее – унифицированы в рамках бренда или концерна, поэтому все расходники – всегда в наличии. А вот кузовные детали, фонари и оптику, в случае чего придется ждать из Китая те же 2,5-3 месяца. Ну и самое важное – то, что на "китайских европейцев" не распространяется гарантия. Так что в этом смысле покупатель идет на некоторый риск, при этом вовсе не обязательно выигрывая в цене по сравнению с аналогичным автомобилем, собранным в Казахстане (KIA, Hyundai, Chevrolet) или официально импортированным "китайцем".

Похожий пример с Toyota Camry, которая раньше поставлялась к нам из Санкт-Петербурга вместе с RAV4. Поставки второго удалось наладить из Японии, хотя модель теперь предлагается только с одним двигателем и только с вариатором, при этом став дороже по причине более сложной логистики, но эти автомобили – официальные, с гарантией. В случае с Camry участились "серые" поставки из ОАЭ. Такие автомобили адаптированы для стран Персидского залива, цены на них начинаются с отметки 18,5 млн, в простой комплектации. Цены на российские Camry до последних поставок начинались с 14-15 млн в сопоставимой комплектации. Арабские Toyota продаются в Казахстане, как и "китайские европейцы" – без гарантии.

В общем и целом, все игроки сходятся в том, что продажи в этом году продолжат расти, реалистична оценка в коридоре 5-10% к уровню 2022 года. Планка в 130 тысяч автомобилей, проданных официальными дилерами, с высокой вероятностью будет взята. К этой цифре можно смело прибавить 10-15% серого импорта для более точной оценки емкости рынка.

Правда, стоит понимать: влияние регуляторных изменений в отрасли, макроэкономических и международно-политических факторов в момент может обрушить любые прогнозы.